Кто является участником дорожного движения

Участник дорожного движения — это кто? Правила поведения участников дорожного движения

Каждый, кто является участником дорожного движения, должен соблюдать определенные требования. Они установлены для сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения повреждения транспортных средств и другого имущества.

Субъектам запрещено загрязнять и повреждать участки проезжей части, приводить в негодность, снимать или устанавливать светофоры, знаки и прочие технические средства. Не допускается создавать искусственные препятствия, загораживать проезд, оставлять на трассах предметы, которые могут помешать перемещению людей и транспортных средств.

Нормативные требования обязательны для всех субъектов, находящихся в зоне проезжей части. Участник дорожного движения — это человек, передвигающийся пешком или в транспортном средстве. Вне зависимости от того, как именно происходит перемещение в зоне проезжей части, субъект должен выполнять требования сигналов светофоров и знаков, распоряжения регулировщиков, положения нормативных документов. Если человек находится вне транспортного средства и не выполняет на участке трассы работ, то он выступает как пешеход. Участник дорожного движения может передвигаться на инвалидной коляске без двигателя. К указанной категории субъектов относится и человек, который ведет тележку, сани, мопед, мотоцикл и пр. Человек, находящийся за рулем транспортного средства — водитель, рядом или сзади сидящий — пассажир. Участник дорожного движения должен перемещаться по установленным полосам, участкам, переходам.

Правила безопасности участников дорожного движения предписывают людям, находящимся вне транспортных средств, пользоваться тротуарами и специальными дорожками. Если они отсутствуют, можно перемещаться по обочинам. Велосипедист — участник дорожного движения — должен использовать специальные полосы по краям проезжей части. Перемещение допускается как по, так и против направления транспортных средств. За пределами населенных пунктов в случае отсутствия специально отведенных полос и обочин разрешается идти навстречу автомобильному потоку по краю трассы.

На ней предусмотрены специальные участки, по которым может перемещаться участник дорожного движения. Это места, обозначенные соответствующими знаками либо разметкой (или и тем, и другим). По таким участкам люди пересекают проезжую часть. При отсутствии разметки ширина перехода устанавливается по расстоянию между знаками. На перекрестках пересечь проезжую часть можно по линии обочин или тротуаров. За пределами населенных пунктов переход допускается осуществлять, выбрав кратчайший путь. При этом проезжая часть должна хорошо просматриваться в оба направления. При наличии работающего светофора или регулировщика переход осуществляется по их сигналам.

Поведение участников дорожного движения не должно создавать аварийных ситуация на проезжей части. В этой связи группы могут перемещаться по правой стороне трассы колоннами. В каждой из них должно быть не более 4-х человек в 1 ряду. С левой стороны спереди и сзади колонны должны перемещаться сопровождающие лица. В дневное время они следуют с красными флажками, в условиях плохой видимости или в темное время — с горящими фонарями (белый впереди, красный — сзади). Детские группы могут двигаться только в сопровождении взрослых и исключительно по пешеходным дорожкам и тротуарам. В случае отсутствия таких участков, допускается перемещение по обочинам, но в дневное время. Это основные обязанности участников дорожного движения, находящихся вне транспортного средства.

На нерегулируемых переходах пешеходам разрешается выходить на дорогу только после того, как они оценят расстояние до приближающегося к ним транспорта и скорость автомобилей. Необходимо убедиться, что пересечение проезжей части не создаст угрозы для их жизни и здоровья. При переходе дороги вне зоны разметки пешеходы не должны мешать движению ТС. Запрещается выходить из-за статичного транспортного средства либо иного объекта, ограничивающего обзорность, предварительно не убедившись в отсутствие приближающихся автомобилей. Войдя в зону проезжей части, человек не должен задерживаться либо останавливаться, если это не касается обеспечения безопасности. В случае приближения автомобиля с включенными синими сигналами или маячками красного и синего цветов, а также оснащенные специальным звуковым сопровождением, переходящие участок люди должны остановиться и позволить проехать этим ТС. Тем, кто собирается пересечь проезжую часть, следует воздержаться от движения. Ожидание маршрутного такси или прочего рейсового транспортного средства осуществляется на специальных остановочных пунктах. Такие места оборудуются посадочными площадками, приподнятыми над проезжей частью. В случае отсутствия таких пунктов, ожидать транспорт можно на обочине или тротуаре.

Нормативными актами закрепляются определенные права участника дорожного движения. Субъекты, в частности, могут рассчитывать на:

  1. Получение врачебной помощи при ДТП.
  2. Участие в непосредственном движении по дороге в установленном порядке.
  3. Возмещение вреда, полученного ими или причиненного их имуществу.
  4. Обеспечение безопасных условий движения.
  5. Получение от уполномоченных должностных лиц и структур всей необходимой информации. В частности, каждый, кто является участником дорожного движения, может быть ознакомлен с причинами введения тех или иных ограничений либо запрещения перемещения по участкам, информацией о качестве работ, услуг и продукции, связанных с обеспечением надлежащих условий в зоне проезжей части, и так далее.
  6. Обжалование в предусмотренном законодательством порядке бездействия/действия сотрудников ГИБДД.

На них также распространяются Правила поведения участников дорожного движения. В первую очередь, выезжая на проезжую часть, водитель должен иметь при себе документы, перечень которых установлен нормативными актами. У него должно быть:

  • Водительское удостоверение/временное разрешение.
  • Документ, удостоверяющий право владения транспортным средством.
  • Сопроводительные бумаги на груз/путевой лист (в установленных случаях) и так далее.

Техническое состояние ТС

Первое, что должен сделать водитель как участник дорожного движения, — это проверить транспортное средство на наличие неисправностей. Это необходимо осуществить до выезда на проезжую часть. В пути водитель должен обеспечить исправное состояние ТС согласно Основным положениям, регламентирующим допуск автомобилей к эксплуатации. Не допускается выезд с неисправными:

  • тормозной системой,
  • рулевым управлением,
  • сцепным устройством (в поезде),
  • стеклоочистителем со стороны водителя.

Не допускается движение с негорящими или отсутствующими фарами и задними габаритами на участках дорог, не оборудованных источниками искусственного освещения, при недостаточно хорошей видимости или в темное время. В случае возникновения неисправностей ТС в пути, водитель должен устранить их. При невозможности это сделать ему надлежит следовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением установленных мер предосторожности.

Существуют следующие правила поведения участников дорожного движения при аварии:

  1. Водитель, причастный к ДТП, должен незамедлительно остановить ТС, включить аварийные сигналы, выставить соответствующий знак. Не допускается перемещение предметов, имеющих отношение к ДТП.
  2. Водитель должен предпринять необходимые меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшим, вызвать бригаду медиков.

В экстренных случаях следует доставить потерпевших на попутном транспорте в лечебное учреждение. Если это не представляется возможным, транспортировка раненных осуществляется на своем автомобиле. Перед этим необходимо в присутствии свидетелей зафиксировать расположение ТС на дороге, предметы и следы, относящиеся к ДТП.

Существует ряд ограничений, которые должен соблюдать участник дорожного движения. Это запреты на управления ТС:

  • В состоянии наркотического, алкогольного и прочего опьянения.
  • Под действием лекарственных средств, снижающих внимание и замедляющих реакцию.
  • В утомленном либо болезненном состоянии.

В целом можно сказать, что в таком состоянии не должен появляться на проезжей части любой участник дорожного движения. Определение опьянения у водителя осуществляется с помощью специальных технических средств. Гражданин, пребывающий в пьяном виде за рулем, подвергается административным санкциям. При повторном нарушении ему грозит уголовная ответственность. Не допускается передача управления транспортным средством лицу, пребывающему в любом из указанных выше состояний. Необходимо помнить, что каждый, кто садится за руль и выезжает на проезжую часть, выступает как участник дорожного движения. Определение правомерности управления ТС тем или иным гражданином осуществляется по наличию у него водительского удостоверения. В случае отсутствия надлежащего документа, лицо признается нарушителем установленных требований. Не допускается добровольная передача ТС субъектам, не имеющим удостоверения на право управления автомобилем. В ходе перемещения в зоне проезжей части водителю не разрешается пересекать колонны (пешие в том числе) и занимать в них место.

Лица, находящиеся в транспортном средстве рядом или сзади водителя

Для пассажиров устанавливаются отдельные требования. В частности, они должны:

  1. Во время поездки в транспорте, оснащенном ремнями безопасности, пристегнуться ими. При передвижении на мотоцикле находиться в застегнутом шлеме.
  2. Осуществлять высадку и посадку в транспорт со стороны обочины или тротуара после полной остановки ТС. Допускается осуществлять эти действия со стороны проезжей части, если это не создаст угрозу безопасности движения и помех другим участникам.

Установлены для этих лиц и определенные ограничения. Пассажиру запрещено отвлекать водителя во время управления им транспортным средством при движении. Не допускается находиться на бортах или грузе выше них при перемещении на грузовом ТС, открывать во время движения автомобильные двери.

Они относятся к категории технических средств, предназначенных для организации движения на дороге. Светофоры используются для регулирования очередности потоков на проезжей части. С этими техническими средствами могут применяться и прочее оборудование. Например, это могут быть:

В светофорах, устанавливаемых на участках проезжей части, используются световые сигналы 4-х цветов: красный, зеленый, желтый (наиболее распространенные) и бело-лунный. Внешний вид технического средства зависит от назначения. Так, обозначения могут быть в виде стрелки, круга, силуэта велосипедиста или человека, Х-образные.

Значения сигналов

  1. Зеленый свет разрешает движение. Когда время, отведенное для одного потока заканчивается, сигнал начинает мигать.
  2. Желтый свет запрещает движение. Он предупреждает о предстоящем изменении сигналов. Если на светофоре желтый свет мигает, это указывает на нерегулируемый перекресток. При этом движение разрешено.
  3. Красный, мигающий в том числе, запрещает перемещение по проезжей части. При сочетании этого сигнала с желтым также движение не допускается. Таким образом, выражается предупреждение о скором включении зеленого света.

Если сигнал выполнен в форме силуэта человека, его действие распространяется на людей, находящихся вне транспортных средств. Как правило, в светофоре для пешеходов используется красный и зеленый свет. Первый запрещает, а второй, соответственно, разрешает пересечение проезжей части. Если красный сигнал включился в момент, когда пешеход находится на линии, разделяющей полосы движения автомобилей, то он должен оставаться там, до появления зеленого. Дополнительно светофоры для лиц, находящихся вне ТС, могут оснащаться звуковыми сигналами. В некоторых случаях специальное техническое устройство для пешеходов отсутствует на участке проезжей части. В таких ситуациях руководствоваться следует сигналами светофоров для транспортных средств.

Важный момент

Если транспортное средство остановилось либо замедлило движение перед пешеходным переходом, другие автомобили, перемещающиеся в попутном направлении, могут продолжить следование после того, как водители убедятся в отсутствие людей, пересекающих проезжую часть по разметке. Для людей, находящихся вне ТС, действует преимущественное право. В частности, на регулируемом переходе при включении зеленого сигнала для водителей они должны дать возможность пешеходам завершить пересечение дороги. Если перекресток не регулируется, транспортное средство дожидается пока люди перейдут проезжую часть и только потом начинают перемещение.

Регулировщик

Это лицо, которое наделяется определенными полномочиями, в рамках которых оно осуществляет организацию движения на дороге. Для регулирования потоков используются специальные сигналы. Они установлены в Правилах. На регулировщике должна быть форменная одежда или отличительная экипировка и знак. К таким лицам следует относить:

  • Работников дорожно-эксплуатационных служб.
  • Сотрудников ГИБДД.
  • Дежурных на паромных переправах и ж/д переездах при исполнении ими своих должностных полномочий.

Сигналы регулировщика

1. Руки опущены или вытянуты в стороны:

  • Запрещено движение всех пешеходов и транспортных средств со стороны спины и груди.
  • Разрешено пересечение проезжей части людьми, перемещение трамвая прямо и безрельсовым ТС прямо и направо со стороны правого и левого боков.

2. Поднята вверх рука запрещает движение пешеходов и транспортных средств во всех направлениях. Исключение составляют случаи, предусмотренные в п. 6.14.

3. Вытянутая вперед правая рука:

  • Разрешается движение трамвая налево, а безрельсовым средствам во всех направлениях с левого бока регулировщика.
  • Допускается перемещение только направо всем ТС со стороны груди.
  • Запрещено движение всех автомобилей со спины и правого бока.
  • За спиной разрешается пересечение проезжей части людьми.

Регулировщик может также подавать руками и иные сигналы, понятные пешеходам и водителям. Для лучшей видимости используется диск с красным световозвращателем или жезл.

Перемещение в жилых зонах

Такие участки обозначаются соответствующими дорожными знаками. В жилой зоне перемещение людей вне транспортных средств разрешено по проезжей части и по тротуарам. При этом пешеходы обладают преимуществом перед автомобилями. Однако они не должны создавать препятствий и помех для перемещения транспортных средств. Водителям в жилой зоне запрещено:

  1. Обучаться вождению.
  2. Проезжать транзитом.
  3. Стоять с работающим мотором.
  4. Двигаться со скоростью больше 20 км/ч.

В жилой зоне не допускается стоянка транспортных средств, максимальная масса которых больше 3.5 т, дорожно-строительной техники, тракторов, автобусов и прочих машин за пределами специально выделенных мест. Исключение составляют случаи, когда остановка связана с обслуживанием граждан, проживающих в зоне, сооружений, предприятий, зданий, расположенных на ее территории. Участки, где стоянка разрешена, обозначаются соответствующим знаком — Место стоянки. Выезжая из жилой зоны, водитель должен уступить дорогу прочим участникам движения.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию