Виды инфляции

3. Виды инфляции

Различают следующие виды инфляции:

По степени проявления:

Ползучая инфляция – инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%,

Галопирующая инфляция – это инфляция в виде скачкообразного роста цен (рост цен на 20-2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз). Под галопирующей инфляцией понимается явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов. Резкое изменение объема денежной массы может наступить в результате эмиссии, вызванной возникновением бюджетного дефицита. Эмиссия – это выпуск в обращение дополнительно отпечатанных и отчеканенных денежных знаков – банкнот и монет. Бюджетный дифицит – это превышение государственных расходов над государственными доходами, получаемыми от сбора налогов и неналоговых платежей. Превышение доходов над расходами государства называются профицитом.

Гиперинфляция – это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц. Она вызывается обычно теми же факторами, о которых было упомянуто выше. Гиперинфляция – это явление, относящееся к разряду кризисных, и для ее устранения используются несколько иные методы, чем при обычной инфляции.

При гиперинфляции цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.

по способам возникновения:

Административная инфляция — инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами,

Инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, так как, чтобы приобрести подорожавшие товары, необходимо поднять цену на свой товар.

Инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в росте цен, вызванном увеличением доходов населения, т.е. ростом платежеспособного спроса (когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема всех товаров и услуг). Как правило, это тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (например, на военные и социальные заказы) или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей.

Инфляция спроса обусловлена:

— милитаризацией экономики и ростом военных расходов,

— дефицитом бюджета и ростом государственного долга.

Инфляция предложения— инфляция, означающая рост цен, который был спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условиях, когда производственные ресурсы были недоиспользованы, например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих фондов.

Основные фонды, или средства, — это длительно используемые средства производства, участвующие в течение многих производственных циклов и имеющие длительные сроки амортизации, под которыми понимается процесс постепенного перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

Импортируемая инфляция — инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен,

Индуцированная инфляция – инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами,

Кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией,

Непредвиденная инфляция— уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период,

Открытая инфляция – инфляция за счет роста цен потребительских товар и производственных ресурсов, характеризуется общим повышением цен.

Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий — темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг, производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

Подавленная (скрытая) инфляция— инфляция возникающая в следствии товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынка и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены растут, Скрытая инфляция характерна для централизованных экономик, где так называемые твердые государственные цены довольно устойчивы и ”официально” почти не растут.

Ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.

Может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности, неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен. Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию