Вертикальная диверсификация

3.5. Диверсификация деятельности фирмы, ценовая дискриминация и вертикальная интеграция

Диверсификация отражает распределение товарного выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Помимо этого, диверсификация — фактор, обусловливающий преимущества или недостатки, определяющие издержки крупных фирм, фактор, влияющий на ценовые решения фирм, фактор затрат на НИОКР, фактор,

вызывающий возможное увеличение доли крупнейших корпораций в общем объеме производства.

В качестве показателя диверсификации рассматривают индекс энтропии 1 . Показатель энтропии принимает значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число производимых наименований продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе уже отражает уровень диверсификации.

Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем недиверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход на рынок новых фирм, и если данная фирма обладает преимуществами в издержках, то это также упрочивает ее рыночную власть. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная форма более устойчива за счет способности компенсировать за счет прибыли от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые она терпит на другом. Сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку им известны ее возможности вести конкурентную борьбу в течение более длительного периода и более жесткими методами.

Диверсификация используется и как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды: при неблагоприятных условиях на одном рынке фирма всегда может компенсировать эти потери прибылью на другом, на котором в данный момент сложилась более благоприятная конъюнктура. Таким образом, диверсификация производства может служить и барьером входа в отрасль, и фактором снижения барьеров выхода из отрасли.

Ценовая дискриминация представляет собой продажу (или покупку) различных единиц товара или услуг по ценам, разница которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.

Применение ценовой дискриминации эффективно при соблюдении нескольких условий:

• продавец должен контролировать цены, т.е. обладать определенной монопольной властью, иначе его решения не будут влиять на действия покупателей и на получаемую прибыль,

1 См.: Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. — M.: Магистр, 1998. — С. 52.

• продавец, осуществляющий ценовую дискриминацию, должен сгруппировать покупателей по признаку эластичности спроса по цене. Выделенные группы покупателей должны быть легко определяемыми и контролируемыми,

* на рынке должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, приобретшими его по низкой цене, другим покупателям, готовым купить этот товар по более высокой цене.

А.С. Пигу выделил три основных случая ценовой дискриминации: первой, второй и третьей степени 1 .

При дискриминации первой степени (совершенной ценовой дискриминации) каждая единица товара продается по его отправной цене таким образом, что с каждого покупателя получают ту максимальную сумму, которую он готов израсходовать на приобретение нужного товара, при этом он будет считать, что сделал выгодную покупку. Другими словами, совершенная дискриминация препятствует получению потребительского излишка и полностью присваивает его в виде излишка производителя.

Ценовая дискриминация второй степени (дискриминация в зависимости от объема покупки) предусматривает назначение разных цен на единицы товара при покупке разных количеств товара. Как правило, большие объемы закупок обходятся потребителю дешевле в расчете на единицу товара. Примерами ценовой дискриминации второй степени служат блочный тариф — потребитель оплачивает первые несколько единиц товара (первый блок) несколько дороже, чем последующие блоки (цена единицы товара тем ниже, чем выше объем покупки),— и оптовые продажи (при покупке оптовых партий товара потребитель уплачивает более низкую цену за единицу товара, чем при покупке в розницу).

Характерной чертой ценовой дискриминации второй степени является самостоятельный отбор потребителей.

Дискриминация третьей степени (дискриминация по группам потребителей) максимизирует прибыль при назначении самой высокой цены на рынке, где эластичность спроса при обычной монопольной цене является самой низкой, и при назначении самой низкой цены на рынке с самой высокой эластичностью спроса при обычной монопольной цене. Данный тип дискриминации применяется, когда фирма не может точно установить предельную

1 См.: Шерер Ф., Росс Д.Структура отраслевых рынков.— M.: ИНФРА-М, 1997.-С. 484.

ценность каждой единицы товара для каждого потребителя и, следовательно, не может пров

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию