Уставный капитал мвф

,6. Структура органов управления и уставной капитал МВФ

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности фонда: внесение изменений в статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами руководящих органах МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Италия, Россия. Доля ЕС — 33,3%, развитые государства имеют в совокупности свыше 60% голосов в МВФ. На долю всех остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов фонда, приходится лишь около 40%. В соответствии с реформой МВФ эти соотношения изменились, хотя и незначительно.

Традиционно в МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Как говорилось выше, в этот порядок внесены изменения, которые, как заявляют его руководители в последнее время, укрепят "демократичность" фонда и дадут возможность участия в принятии решений странам, ранее мало представленным в руководстве фонда.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — "специальным большинством" (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов).

Международный валютный фонд тесно сотрудничает со Всемирным банком (ранее — Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Банком международных расчетов (МБР)). Они играют определенную роль в заключении ряда специальных "спасательных" соглашений, поскольку обе эти организации занимают уникальное положение, позволяющее им предоставлять финансовую поддержку программам государственного регулирования стран-должников и служить катализатором для частных и государственных кредитных операций.

Многочисленные правила предоставления кредитов (известные как политика траншей) контролируют доступ членов МВФ к его общим ресурсам. В целом правила ограничивают приобретение иностранной валюты странами-участницами некоторой величиной, кратной их квоте в МВФ, однако эта величина может достигать 440% для стран, которые смогут воспользоваться всеми существующими возможностями. Доступ к этим возможностям предоставляется только тем странам, которые принимают выдвигаемые МВФ условия, касающиеся их политики в отношении платежного баланса, экономического роста, создания рабочих мест, финансовой стабильности, структурных реформ, платежей и ограничений торговли. Условия, которые должен принять заемщик, называются обусловленностью кредитов. В дополнение к обычным резервным, или гарантийным, кредитам МВФ установлены компенсационная схема для финансирования временных колебаний экспорта, кредитования резервного запаса иностранной валюты, пролонгирования среднесрочных кредитов (до четырех лет), позволяющих странам-участницам преодолевать структурные трудности платежного баланса и осуществлять кредитование структурных реформ. (Две последние услуги разработаны с целью помочь странам с низким доходом улучшить свои возможности экономического роста.)

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию