Тема 9

Тема 9. Производственная мощность и производственная программа предприятия.

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Производственная программа — это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях на определенный период.

Производственная программа включает следующие основные разделы:

«План по производству продукции предприятия»

«План выпуска продукции на экспорт»

«План по повышению качества продукции»

При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность. При разработке производственной программы учитываются потребности регионального и мирового рынков, общая рыночная ситуация, состояние конкурирующих предприятий и отраслей.

В качестве исходных данных при разработке производственной программы используют:

– уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции,

– результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды,

– данные по спросу на продукцию предприятия,

– сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период,

– сведения о долях продукции предприятия в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества,

– сведения об объеме реализации продукции предприятия за предыдущий период по месяцам (кварталам),

– расчеты производственной мощности предприятия,

– прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы,

– решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

Рассмотрим содержание основных разделов производственной программы.

План по производству продукции предприятия.

При подготовке плана производства обычно рассчитывают объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле:

где N пр. – объем поставки изделия в натуральном выражении,

Он.скл. и Ок.скл. – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода, При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.

План производства продукции в стоимостном выражении определяется в показателях валовой, товарной и чистой продукции.

Товарная продукция — это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).

Валовая продукция — это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений.

Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

План выпуска продукции на экспорт.

В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане необходимо представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглаш

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию