Тема 2

Тема 2. Общая методология научного исследования

2.1. Понятие и основные функции методологии научного исследования. Методологическая основа.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, которая задается разными уровнями методологии науки.

Методология — учение о правилах мышления при создании теории науки.

Сущность методологии довольна сложна, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и исследовательские приемы. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования. Чаще всего методологию толкуют как теорию исследовательских приемов, создание концепций, как систему знаний о теории науки или системе исследовательских приемов. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом.

Методология выполняет такие функции:

• определяет способы получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления,

• направляет, предусматривает особый путь, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель,

• обеспечивает всесторонность получения информации относительно процесса или явления, которое изучается,

• помогает введению новой информации в фонд теории науки,

• обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке,

• создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», которые определяют ее функции в науке, дают возможность сделать такой вывод:

методология — это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.

Методологическая основа исследования, как правило, не является самостоятельным разделом диссертации или другой научной работы, однако от ее четкого определения в значительной мере зависит достижение цели и задач научного исследования. Кроме того, в разделах основной части диссертации подают изложение общей методики и основных исследовательских приемов, а это требует определение методологических основ квалификационной работы.

Под методологической основой исследования следует понимать основное, исходное положение, на котором базируется научное исследование. Методологические основы данной науки всегда существуют вне этой науки, за ее пределами и не выводятся из самого исследования.

Методология учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности — имеет трехуровневую структуру. Ныне различают фундаментальные, общенаучные принципы, которые составляют собственно методологию, конкретнонаучные принципы, которые лежат в основе теории той или иной дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Философская, или фундаментальная, методология является высшим уровнем методологии науки, который определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности.

Развитие методологии — одна из сторон развития познания в целом. Сначала методология основывалась на знаниях, которые диктовала геометрия как наука, где помещались нормативные указания для изучения реального мира. Потом методология выступала как комплекс правил для изучения вселенной и перешла в сферу философии. Платон и Аристотель рассматривали методологию как логическую универсальную систему, средство истинного познания.

Продолжительное время проблемы методологии не имели надлежащего места в науке из-за механистичности или религиозности тех или иных взглядов на мир. Образцом познания были принципы механики, разработанные Г. Галилеем и Ф. Декартом. Эмпиризм на протяжении многих столетий выступал исходной позицией при рассмотрении всех проблем.

Идеалисты Кант и Гегель дали новый толчок развитию методологии, попробовали рассмотреть закономерности в самом мышлении: восхождение от конкретного к абстрактному, разногласия развития бытия и мышления.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалект

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию