Стран ес

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

Наибольшей зрелости интеграция достигла в европейском регионе. Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами.

Интеграционные процессы в Европе после Второй мировой войны были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента. Важную роль сыграл «план Маршалла», в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь. Кроме того, в результате крушения колониальных империй бывшие метрополии были вынуждены пересмотреть внешнеполитическую стратегию и обратить более пристальное внимание на углубление связей с соседями.

В основе интеграционных процессов в Западной Европе лежал не только процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйств, рынков, но по мере углубления хо-зяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ЕС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования — устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами. Все это подразумевает создание новых стимулов для развития интеграционных процессов. По замыслу экономических идеологов, интеграционная политика ЕС изначально была направлена на создание благоприятных условий для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капитала и рабочей силы. С политэкономической точки зрения, западноевропейские экономисты все-таки отталкивались от принципа сравнительных преимуществ.

Проведение в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания между народных механизмов, которые бы организовывали, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой того, что сегодня называется Европейским Союзом, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь, 1955 г.), на которой был обсужден меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор, воплотивший в жизнь основные положения Мессинской конференции. Было учреждено Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объеди-нил ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция. Сегодня в состав ЕС входят 15 государств-членов с общей чис-ленностью населения 370 млн. человек.

К июлю 1967 г. были закончены мероприятия по окончательному оформлению организационной структуры сообщества. Был создан целый ряд европейских институтов, наделенных соответствующими полномочиями. Главными органами ЕС являются следующие.

• Совет Министров — главный орган ЕС. В состав Совета входят представители стран-членов, как правило, на уровне министров. Совет уполномочен принимать решения, он наделен законодательной властью. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой. Функционируют несколько советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы, однако выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств-членов.

В промежутках между заседаниями оперативные вопросы решаются в рамках Комитета постоянных представителей (КОРЕПЕР). В соответствии с Единым европейским актом и Маастрихтским договором о создании Европейского Союза значительно расширен круг решений, которые следует принимать большинством голосов, а не единогласно. При этом количество голосов каждой страны-участницы зависит от её размеров и блокирование принятого решения — довольно сложная процедура. В Совете Министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев. На практике получил развитие т.н. институт «тройки» — действующий председатель Совета, его предшественник и преемник.

• Европейская Комиссия (ЕК) — исполнительный орган Европейского Союза, состоит из 20 членов, назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимыми от них. Каждый из членов ЕК отвечает за определенный участок работы, курирует соответствующее подразделение — генеральный директорат. ЕК обеспечивает соблюдение договоров, выступает с законодательными инициативами, способствует претворению их в жизнь. Комиссия обладает большими автономными правами, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведении общей политики в экономике. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций.

• Европейский Парламент, избирается с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. В настоящее время в состав Европарламента входят 626 депутатов. Основные функции парламента — участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью ЕК. До принятия Единого Европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правами консультирования, после вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора Европарламент получил новые полномочия — право принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики и некоторые другие.

• Суд, обеспечивает соблюдение законности в интерпретации и выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства стран-членов, ЕК, Совета и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касается решение Совета и ЕК.

• Европейский Совет, образован в 1974 г., но в то время большими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно возрастала. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, согласно которому он «призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы».

Помимо этих пяти основных органов ЕС функционирует Контрольно-ревизионная палата, основная задача которой осуществление контроля за финансовой деятельностью, и два консультативных органа — Экономический и Социальный комитет ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС.

В рамках Евросоюза существует большое количество различных институтов экономического и финансового профиля, которые создавались по мере расширения и углубления сферы деятельности, усложнения интеграционных процессов. Целесообразно указать некоторые наиболее авторитетные из них, играющие весьма важную роль не только в масштабе ЕС.

• Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), создан согласно Договора, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

• Европейский социальный фонд, согласно устава, обеспечивает адаптацию рабочей силы к новым условиям Общего рынка, облегчает ее перемещение и профес-сиональное обучение.

• Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), создан с целью финансирования рыночных интервенций в рамках общей сельскохозяйственной политики, для содействия операциям по экспорту излишков агропродукции за пределы стран Сообщества.

• Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), был задуман прежде всего как источник капиталовложений, субсидий, направляемых на создание или сохранение рабочих мест в экономике отсталых районов. В стратегическом плане, согласно решений Парижской встречи на высшем уровне 1972 г., ЕФРР вменяется разработка и осуществление подлинно региональной политики ввиду будущего расширения Евросоюза.

К середине 80-х годов в силу различных причин, как внутриесовского пространства, так и внешних, западноевропейцы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет. 1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к цели — созданию подлинного Европейского Союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый магистральный процесс. Во второй части акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, ЕК и Европарламентом, о процедуре принятия решений. Главное — отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства. По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающего свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы — 31 декабря 1992 г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема политического сотрудничества. В заключительной части документа содержатся общие положения о применении статей Акта.

Для конкретизации идеи создания единого рынка ЕК был разработан специальный план мероприятий из 300 пунктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, т.н. «Белая книга». Целесообразно привести некоторые результаты выполнения этого плана, тем более, что они в большей или меньшей степени характеризуют сегодняшний уровень интеграции. Первая группа положений «Белой книги» относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества. Речь идет в первую очередь о полной ликвидации механизма национального импортного контроля, т.е. по-существу правительства стран-членов лишаются формальной возможности действовать вопреки единой внешнеторговой политике. Значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение имеет Шенгенское соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (проживающих на территории стран, подписавших этот документ) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач — устранение тех-нических препятствий. В первую очередь речь идет о выравнивании норм и стандартов. Важное место занимают финансовые услуги. С 1993 г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любом месте в любой стране — члене интеграционной группировки. Разрешена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран — членам ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент о свободе движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию экономического и валютного союза в рамках ЕС. Самые сложные проблемы возникли в ходе реализации третьей группы задач — налоговые проблемы. Подчеркивается, что функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов, основной проблемой является структура налогообложения, т.е.

Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции играет Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. на заседании Европейского Совета. В соответствии с договором учреждается:

• единое европейское гражданство — все граждане государств-членов приобретают гражданство ЕС (имеется перечень соответствующих прав),

• политический союз — общая внешняя политика, повышение роли европарламента, общая политика в области внутренних дел и правосудия,

• экономический и валютный союз (ЭВС).

Целесообразно подробнее остановиться на последнем пункте.

Согласно Договору, основные направления экономической политики ЕС и стран-членов в процессе создания экономического союза будут определяться Советом Министров. Совмин обязан отслеживать ход экономического развития в каждой, стране и в случае несоответствия с проводимой ЕС экономической политикой принимать соответствующие меры. Особенное внимание уделяется исполнению государственного бюджета. Что касается формирования валютного союза, то цель — проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание Центрального Европейского Банка, который совместно с центральными банками стран- членов образует Европейскую систему центральных банков. Начало последнего этапа создания ЭВС — не позднее 1 января 1999 г.

Евросоюз добивается поставленных целей главным образом путем проведения общей политики (или нахождения путей для проведения общей политики) в сельском хозяй-стве, рыболовстве, на транспорте, в области окружающей среды, во внешней торговле, энергетике, а также в сферах, касающихся конкуренции и таможенного союза. Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства. В результате продуманного подхода к развитию этой отрасли страны Сообщества, обеспечивавшие себя в конце 50-х годов полностью лишь сахаром, молоком и свининой, сегодня могут обеспечить себя полностью практически всей номенклатурой агропродуктов, которые могут быть произведены в данных климатических условиях. Во главу угла была поставлена эффективная система ценообразования (см. гл.11), правильный выбор подходов регулирования рынка, создание стройной системы протекционизма на границах, внедрение современной техники и технологии. Вместе с тем в этой области появились и определенные проблемы -так, необходима дальнейшая оптимизация отдельных подходов к ценообразованию в увязке с регулированием рынка из-за появления излишков сельхозпродукции, подвергается критике бюджетная и управленческая политика.

Гораздо более скромными представляются достижения ЕС в развитии отраслевой политики в энергетике, промышленности, на транспорте. Как признают западноевропейские эксперты, несмотря на имеющиеся договоренности, согласованной политики в области энергетики у стран ЕС нет. Причины в следующем. Большой объем потребления энергоносителей, недостаток собственных ресурсов, зависимость от иностранных поставщиков заставило страны возвести энергетическую политику в ранг политики национальной безопасности и ревниво относиться к «советам извне», даже если рекомендации исходят из институтов ЕС. Большинство стран стремятся покупать энергоносители у своих коллег по ЕС. Пока же, несмотря на наличие программ и резолюций, крупных денежных интервенций со стороны бюджета Сообщества не просматривается.

Европейские договоры не предусматривают общей промышленной политики. Отработан общий подход: поддержка чисто рыночных принципов, создание на границах ЕС определенного уровня протекционизма для защиты своих производителей и условий чистой конкуренции внутри Союза. Более-менее активная работа проводится в рамках ЕОУС и Евратома.

Не создан пока и Общий транспортный рынок. Во всех сегментах транспортный рынок остается достаточно жестко регулируемым и замкнутым на национальном уровне. Так, в области морского транспорта существуют противоречия между странами Севера и Юга, в области наземного — государства-члены больше привязаны к отечественным фирмам, имеются проблемы и с воздушным транспортом (уровень госдотаций, межрегиональные перевозки и др.).

Европейская валютная система (ЕВС) начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поставлены четыре цели:

• достижение валютной стабильности внутри ЕС,

• упрощение конвергенции процессов экономического развития,

• придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности,

• оказание стабилизирующего влияния на международные валютные и экономические взаимоотношения.

Главным элементом ЕВС является международная расчетная денежная единица — «ЕВРО», определяемая как корзина валют на основе долевого участия валют, отражающая относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также их вклада в механизмы валютной поддержки. Подводя некоторые итоги «работы» ЭКЮ можно отметить, что данная расчетная единица смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после её введения, выжить (хотя цена выживания и не объявлена). Можно говорить и о ее роли стабилизатора валютных курсов. Вместе с тем, все-таки, итоги функционирования ЕВС весьма неоднозначны, очевидна хрупкость системы, порождаемая структурными, экономическими и валютными причинами. Корни «хрупкости» отнюдь не лежат на поверхности и ответ на вопрос, почему все-таки отодвигаются сроки введения общей валюты, достаточно неоднозначен. Действия механизмов ЕВС пока не всеохватыва-ющи: в систему входят не все европейские валюты (частичное участие в корзине), для некоторых валют предусмотрен различный режим колебаний. За время существования ЕВС практически не сокращены структурные диспропорции между отдельными странами и регионами.

Задачи социальной политики изначально были поставлены ещё в Римском договоре. В частности, указывалось на необходимость гармонизации условий жизни и труда, улучшение возможностей занятости , повышение уровня жизни. С этой целью был создан ЕСФ. Однако, как признают сами ЕС-овцы, на практике к реальной работе в социальной области они приступили в середине 70-х годов, после Парижской конференции 1972 г. поставившей цель активизировать деятельность в социальной сфере, ибо это — одна из важнейших составляющих экономического и валютного союза. Для выполнения поставленных задач была переориентирована деятельность ЕСФ, он был нацелен на стимулирование возможностей занятости внутри Сообщества. Были предоставлены значительные средства для работы по двум приоритетным направлениям: помощь отсталым или находящимся в упадке регионам и помощь наиболее уязвимым в период роста безработицы категориям трудящихся. В 1988 г. ЕК выдвинул три основные цели европейской социальной политики:

• обеспечение более высокого уровня социальной монолитности,

• предотвращение предпосылок к возникновению эксплуатации трудящихся в условиях создания единого крупного рынка,

• сохранить и упрочить договорную политику, как основу социальной модели.

Следует отметить, что Евросоюзу удалось добиться серьезных успехов в проведении в жизнь установок социальной политики, чему не в малой степени способствовали крупные финансовые вливания. По некоторым оценкам, финансирование ЕСФ мероприятий социальной сферы только с 1987 г. по 1993 г. возросло в два раза.

На международной арене Евросоюз выступает в роли весьма активного партнера. Не обладая достаточным количеством собственных ресурсов, ЕС вынужден компенсировать их посредством расширения международных торговых связей. Главными конкурентами ЕС на международных рынках выступают США и Япония. В данном «треугольнике » пока далеко не все отрегулировано, время от времени обостряются отношения в той или другой области, получающие громкие названия, как-то «стальная война», «сельскохозяйственная война» и т.д. Вместе с тем были предприняты попытки, в первую очередь на политическом уровне, регулирования взаимоотношений в экономической сфере с тем, чтобы процессы экономической интеграции, идущие в Европе, на североамериканском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в самих США, Японии, странах ЕС не замедлялись. Большой удельный вес в подобного рода переговорах, по-существу, занимают проблемы передела рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, протекционизмом и т.д. В 1990 г. ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию, цель положений которой — укрепление двусторонних взаимоотношений, и прежде всего, в политической сфере. Между ЕС и Японией в 1991 г. было заключено специальное рамочное соглашение и подписана совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономической сфере. Для ЕС важно добиться четкой регулировки инвестиционной экспансии японских фирм в страны Союза.

Одной из важнейших проблем Евросоюза является проблема увеличения числа членов ЕС, возможность и даже необходимость решения которой была зафиксирована еще в Римском договоре. После исчезновения с карты Европы социалистических государств этот вопрос приобрел новое измерение. Речь идет о возможном присоединении к ЕС стран ЕАСТ, экссовских, прибалтийских. Эта проблема, безусловно не будет решена в ближайшее время, хотя авансы претендентам выдаются щедро. Западноевропейских специалистов больше всего волнует вопрос об экономической готовности претендентов, о достижении ими таких параметров, стандартов, которые бы не помешали строительству в намеченные сроки экономического и валютного союза. Увеличение числа членов ЕС неизбежно со всей остротой поставит вопрос об углублении процесса интеграции в условиях, когда сегодняшние «15» не всегда сразу и полно могут решать задачи, например, валютного характера, при условии «практической конвертируемости» (и то не у всех !), а с приходом новых членов острота противоречий несоизмеримо возрастет. По проблеме приема новых членов уже сейчас внутри ЕС разгорелись нешуточные дискуссии между сторонниками расширения и «оппозицией». Германия, существенно укрепившая свои позиции в Европе, быстро расширяет свое влияние в странах ЦВЕ и выступает за их скорейшее включение в ЕС, хотя и на определенных условиях. Уже сейчас с целью формирования четкого подхода к данной проблеме активно анализируются различные подходы, главным образом с временной позиции и механизмов приема, и дальнейшей интеграции. Эти подходы в общем-то вылились в недавно появившиеся теории «гибкой Европы» ( или идея «Европы разных скоростей»), твердое ядро которой введет в действие в предусмотренные сроки экономический и валютный союз, имеется в виду Германия и Франция, а «второй эшелон» подключится к лидерам после полной готовности. Появилась теория Э.Балладюра о создании «Европы концентрических кругов» и т.д. В принципе все выдвигаемые теории и идеи так или иначе исходят из того, что уровень развития в европейских странах различен (даже внутри ЕС) и процесс механического подключения желающих вступить в ЕС не только не будет способствовать углублению интеграции, но нарушит те, пока еще узкие, тропки, ведущие к созданию экономического и валютного союза.

В марте 1996 г. открылась Межправительственная конференция, которая в течение года будет работать над пересмотром отдельных положений Маастрихтского договора. ЕС в настоящее время находится перед лицом серьезного политического выбора. Дело в том, что страны-члены пришли к осознанию необходимости углубления интеграции в области внешней политики и безопасности, а эта сфера традиционно являлась показателем суверенитета национальных государств. Предусмотрено, что на амстердамской встрече на высшем уровне в июне 1997 г. будут приняты весьма серьезные стратегические решения.

В декабре 1996 г. в Дублине состоялась встреча глав государств и правительств стран-членов ЕС, на которой был подписан так называемый «пакт стабильности». Лидеры ЕС подтвердили номерения о введении с 1 января 1999 г. единой евровалюты «ЕВРО». Страны, образующие ЕВС, обязаны отвечать критериям конвергенции (по результатам 1997г.) Маастрихтского договора, важнейший из которых — уровень бюджетного дефицита не должен превышать 2%. В случае нарушения будут применяться штрафные санкции.

На Дублинской встрече отмечалось, что единая евровалюта должна устранить последние преграды для свободного движения капиталов, услуг, товаров и рабочей силы, облегчить инвестирование и снизить риск путем устранения колебаний валютных курсов, создать мощные валютные резервы для противостояния доллару.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию