Рейтинг крупнейших транспортно-логистических компаний России

Рейтинг крупнейших транспортно-логистических компаний России

Татьяна Лопатина*, Ирина Перечнева**

**Главный редактор журнала «Эксперт Урал» (Екатеринбург)

Уровень логистических расходов в производственном комплексе России один из самых высоких в мире. Совокупные внешние и внутренние затраты на транспорт и логистику у нас составляют порядка 20% ВВП, в то время как в Китае и странах Европы — 7–8%, это показало совместное исследование Торгово-промышленной палаты РФ и BCG, проведенное в 2014 году. По оценке Сергея Елисеева из Российской открытой академии транспорта, в конечной стоимости товаров доля транспортных издержек железной дорогой стала доходить до 70%.

Российский бизнес привык следовать принципу «имей все свое». В том числе вагоны, порты, автомобили. Эта особенность деловой культуры связана с низким доверием в бизнес-среде. Поэтому у нас получила развитие модель внутренней логистики, когда входящие и исходящие логистические потоки обеспечиваются силами внутренних подразделений предприятий (1PL — автономная логистика). Серьезные игроки, бизнес которых зависит от качества доставки и хранения товара, изначально вкладывались в это направление. Например, ритейлер «Магнит» создал автомобильный парк, мощности которого в несколько раз превышают парки известных автотранспортных компаний.

Между тем мировой опыт свидетельствует: передача этого вида услуг профессиональным организациям, которые знают, как лучше доставить и хранить товар, дает колоссальные возможности оптимизации. Не случайно доля аутсорсинга транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в США составляет порядка 80%, в Европе — более 64%.

Отдельные компании начали изучать возможности логистического аутсорсинга и у нас. В «Вымпелкоме», например, подсчитали, что передача складов и перевозки грузов в управление внешнему подрядчику может дать экономию до 30% в общих расходах на логистику.

С железнодорожными перевозками несколько проще: этот сегмент отличается высокой степенью концентрации. А вот рынок автоперевозок представлен многотысячной армией малых и средних компаний, часто не раскрывающих информацию о себе и порой даже не имеющих сайтов. Дефицит информации об участниках этого рынка ощущается особенно остро.

Аналитический центр «Эксперт» и медиахолдинг «Эксперт» решили провести исследование рынка транспортно-логистических услуг и сформировать первый рейтинг крупнейших транспортно-логистических компаний России.

Едем, летим, плывем

Для начала посмотрим, что представляет собой ключевой сегмент комплекса ТЛК — грузоперевозки — в разрезе статистики и как он переживает экономический спад.

По данным Росстата, на конец 2015 года в транспортном секторе экономики было зафиксировано порядка 303,5 тыс. организаций. Оборот организаций по виду деятельности «транспорт» в 2015 году превысил 9 трлн рублей.

По объему грузоперевозок лидирующее место занимает автотранспорт — порядка 79% в общей структуре, второе место принадлежит железнодорожному транспорту — 19% (мы не берем в расчет промышленный железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт), менее 2% всех грузов было перевезено внутренним водным видом транспорта, 0,3% — морским, 0,02% — воздушным.

Динамика грузоперевозок в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выглядит следующим образом. Сильнее всего в реальном выражении просели автомобильные грузоперевозки (–7%), железнодорожный транспорт (–1,1%), внутренний водный (–0,8%). Небольшое оживление наблюдалось в секторе грузовых авиаперевозок, они приросли на 2,4%, статистика также фиксирует 15-процентный прирост в секторе морских перевозок. Они же показали максимальный прирост грузооборота (24%), тогда как грузооборот железной дороги показал микроскопический прирост на 0,2%, а грузооборот автомобильного транспорта и вовсе сократился на 5,9%.

По версии Минтранса, снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом обусловлено сокращением производства в строительном секторе (93% к 2014 году), внешней торговли (экспорт — 68,2%, импорт — 63%), а также сжатием потребительского спроса и оборота торговли (90% к 2014 году).

Небольшая доля авиатранспорта в общей структуре грузоперевозок объясняется тем, что основу перевозок грузового авиатранспорта, как правило, составляют высокомаржинальные грузы, грузы для экспресс-доставки. Наблюдается также тенденция к перевозке грузов не специализированными грузовыми самолетами, а в грузовых отсеках пассажирских воздушных судов.

По итогам 2015 года, по данным Росавиации, 35 российскими грузовыми авиапредприятиями было перевезено 1052,6 тыс. тонн грузов. В числе лидеров по объему грузоперевозок компании «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Трансаэро

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию