Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки

Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Солоненко Анна Александровна, Петровская Галина Александровна

Понятие « деловая репутация » (гудвил) зародилось более пяти веков назад, однако и по сей день гудвил остается одной из самых загадочных категорий экономики и бухгалтерского учета. Некоторые предприятия, при прочих равных условиях, имеют неравную стоимость. Изначально показывать гудвил в балансе было запрещено законом, но в настоящее время системы бухгалтерского учета во всем мире признают гудвил в составе нематериальных активов (НМА) и подвергают его оценке. Рассматривается разнообразие определений деловой репутации в зарубежных и российских источниках. Исходя из принципа двойственности, можно выделить два вида деловой репутации : внутреннюю и внешнюю, которая, в свою очередь, делится на положительную и отрицательную. Внутренний гудвил не имеет количественного выражения и служит, скорее, управленческой информацией для собственников, менеджеров и инвесторов. Внешний гудвил имеет количественную оценку, выраженную стоимостью. Методик определения стоимости гудвила достаточно много, однако в российском законодательстве до сих пор ни одна из них не закреплена. В качестве примера рассчитана и получена (основа бухгалтерский метод ) стоимость деловой репутации на момент передачи прав собственности от одной организации другой. Рассмотрен пример документооборота и бухгалтерского учета деловой репутации у покупателя предприятия.

DEFINITION, TYPES, METHODS OF ASSESSMENT AND ACCOUNTING OF BUSINESS REPUTATION

The definition of "business reputation" (goodwill) was originated more than five centuries ago, but it is still one of the most mysterious economic and accounting categories. Some enterprises have different costs, even when other conditions are equal. Initially, the law forbade the disclosure of goodwill in the financial statement but now the systems of accounting all over the world recognize the goodwill as an intangible asset, moreover it is subjected to assessment. The diversity of definitions of goodwill is considered in the foreign and domestic journals. Bearing in mind the principle of duality, two types of business reputation can be distinguished: internal and external, which are divided, in their turn, into goodwill and badwill. Internal goodwill has no quantitative expression and presents rather management information for the owners, managers and investors. External goodwill has quantitative estimation, expressed by value. There are many methods for determination of the goodwill value, but none of them has not been adopted in the Russian legislation yet. As an example, the value of business reputation, at the moment of transfer of ownership from one enterprise to another, is calculated and obtained using the method of accounting. An example of flow of documents and accounting of business reputation of the enterprise buyer is considered.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Солоненко Анна Александровна, Петровская Галина Александровна,

Текст научной работы на тему «Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации»

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

А. А. Солоненко, Г. А. Петровская

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И УЧЕТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Понятие «деловая репутация» (гудвил) зародилось более пяти веков назад, однако и по сей день гудвил остается одной из самых загадочных категорий экономики и бухгалтерского учета. Некоторые предприятия, при прочих равных условиях, имеют неравную стоимость. Изначально показывать гудвил в балансе было запрещено законом, но в настоящее время системы бухгалтерского учета во всем мире признают гудвил в составе нематериальных активов (НМА) и подвергают его оценке. Рассматривается разнообразие определений деловой репутации в зарубежных и российских источниках. Исходя из принципа двойственности, можно выделить два вида деловой репутации: внутреннюю и внешнюю, которая, в свою очередь, делится на положительную и отрицательную. Внутренний гудвил не имеет количественного выражения и служит, скорее, управленческой информацией для собственников, менеджеров и инвесторов. Внешний гудвил имеет количественную оценку, выраженную стоимостью. Методик определения стоимости гудвила достаточно много, однако в российском законодательстве до сих пор ни одна из них не закреплена. В качестве примера рассчитана и получена (основа — бухгалтерский метод) стоимость деловой репутации на момент передачи прав собственности от одной организации другой. Рассмотрен пример документооборота и бухгалтерского учета деловой репутации у покупателя предприятия.

Ключевые слова: деловая репутация, отрицательная деловая репутация, положительная д

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию