Понятие и виды органов юридического лица

Понятие и виды органов юридического лица

Понятие органа юридического лица характеризуется следующими признаками:

1) это некая организационно оформленная часть юридического лица (элемент его организационной структуры), состоящая из одного или нескольких лиц,

2) он образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами,

3) обладает определенными полномочиями, составляющими его компетенцию,

4) волеобразование и волеизъявление юридического лица производится посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством. К числу таких актов можно отнести: решения (в частности, по конкретному вопросу), документы (например, локальные акты), действия (например, совершение сделок).

Как следствие, члены органов управления юридического лица за свои действия (бездействие) несут ответственность перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица"), а во внешних отношениях перед кредиторами субъектом ответственности является юридическое лицо. Исключение составляет субсидиарная ответственность учредителей (участников) юридического лица и членов его органов управления, если несостоятельность (банкротство) юридического лица наступила по их вине. В этом случае на данных лиц перекладывается ответственность по обязательствам юридического лица.

Среди органов юридического лица необходимо различать:

— органы управления (вырабатывающие и реализующие волю юридического лица),

— контрольные органы (например, ревизионные комиссии, создаваемые высшими органами управления и контролирующие нижестоящие органы управления),

— совещательные органы (например, научно-технические советы в унитарных предприятиях и государственных корпорациях).

Органами управления являются:

1) высшие органы управления (например, собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, общие собрания членов кооперативов и основанных па членстве некоммерческих организаций, наблюдательные советы (советы директоров) в государственных корпорациях),

2) советы директоров (наблюдательные советы) в хозяйственных обществах и производственных кооперативах,

3) коллегиальные исполнительные органы (правления, дирекции),

4) единоличные исполнительные органы (генеральные директора, президенты, председатели правления).

Структура органов управления конкретного юридического лица зависит от его организационно-правовой формы, а иногда и вида деятельности. Она может состоять из одного звена (учреждения, унитарные предприятия), а может быть четырехзвенной (хозяйственные общества, кредитные организации вне зависимости от организационно-правовой формы).

Каждый орган юридического лица законом и учредительными документами наделяется определенной компетенцией.

Высший орган управления формирует волю юридического лица по основополагающим вопросам его деятельности, отнесенным к компетенции такого органа.

Совет директоров (наблюдательный совет), создание которого обязательно для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов или акционеров более 50, решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов.

Коллегиальный исполнительный орган реализует текущее руководство деятельностью юридического лица. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые нс составляют исключительную компетенцию других органов управления юридического лица.

Единоличный исполнительный орган призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях вышестоящих органов управления, при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Однако при этом необходимо разделять принятие управленческих решений и реализацию этих решений вовне (в отношениях с третьими лицами). Причем следует подчеркнуть, что органы юридического лица могут наделяться компетенцией по вопросам, касающимся вступления юридического лица в отношения с третьими лицами, только в пределах правоспособности юридического лица.

Если принятие управленческих решений распределяется между всеми органами управления, то представлять интересы юридического лица в отношениях с другими лицами без доверенности может только единоличный исполнительный орган (см., например, п. 2 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Остальным лицам необходима доверенность. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом. Это, в частности, касается руководителей временных администраций в случае приостановления полномочий исп

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию