Понятие и виды интеграции в образовании

Понятие и виды интеграции в образовании. Интеграция в образовании — это.

Можно часто услышать о том, что существует такая проблема, как интеграция в образовании. Это что такое? Как она влияет на нашу жизнь? Что в перспективе она может принести нам?

Общая информация

Интеграция в образовании – это не мода, а необходимость для подготовки качественных специалистов для любой сферы человеческой деятельности. Ещё Владимир Иванович Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. И люди в последующем будут специализироваться на конкретных проблемах. Технология интеграции в образовании предусматривает объединение отдельных частей науки в целостный комплекс. Причем это не просто механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и при решении определённых проблем человек может действовать систематически. Понятие интеграции в образовании довольно расплывчато. Это связано с разнообразием видов. Так, интеграция может классифицироваться по направлениям, методам, способам, уровням и приёмам.

Зачем это нужно

Давайте сконцентрируемся на результате подобной политики. Интеграция в образовании – это механизм, который направлен на развитие творческого мышления у людей. Он направлен на то, чтобы ускорять интенсификацию, систематизировать учебно-познавательную деятельность и овладевать грамотой культуры. Социальная интеграция в образовании направлена не только на то, чтобы объединить различные направления науки и показать точки соприкосновения, но и на то, чтобы дать представление людям о том, что мир вокруг нас является целостным. Этому немало способствует и то, что подобный подход применяется и по отношению к различным дисциплинам. Таким образом, учащиеся обучаются видению всей окружающей среды как единого целого. Если отклониться от такого направления развития, то интеграция превращается в поверхностную констатацию наличия межпредметных связей.

Какие есть преимущества

Здесь большую роль играют виды интеграции в образовании. Так, если рассматривать на примере структуры, то следует отметить, что такая компоновка может быть только горизонтальной. То есть первоначально объединяется сходный материал нескольких учебных предметов. Потом он передаётся учителю, который и излагает информацию. При этом следует позаботиться о том, чтобы имеющиеся данные были предоставлены в различных условиях. Это позволит судить об эффективности используемой структуры. Вторым по важности эффектом после получения полноценного представления о современном мире является ускорение обучающего процесса. Это даёт значительный выигрыш во времени.

Можно выделить несколько ступеней интеграции, которые горизонтально объединяются в более крупные базисы. У различных авторов можно встретить небольшие различия, но предлагаем ознакомиться со следующим способом деления:

  1. Тематическая интеграция. В данном случае два или три учебных предмета занимаются тем, что раскрывают одну тему. Можно встретить альтернативное описание, которое утверждает, что это иллюстративно-описательный уровень. Но необходимо понимать, что это просто синонимические понятия.
  2. Проблемная интеграция. В этом случае понимают, что одной проблемой занимаются разные предметы.
  3. Концептуальная интеграция. В данном случае подразумевается, что рассмотрение ведётся несколькими предметами с применением всех их методов и средств.
  4. Теоретическая интеграция. В данном случае рассматривается взаимопроникновение разных теорий.
  5. Диалектическая интеграция. В этом случае понимается использование принципов и понятий, которые относятся к различным областям знаний. В качестве альтернативы можно встретить толкование предоставления мира как целостной картины.

Разнообразие

На практике всё не так легко, как в теории. Существуют различные науки, у которых разные предметы, они смотрят на мир с отличимых позиций и применяют множество средств. Поэтому интеграция в образовании – это нелегкое дело. Всем этим должны заниматься опытные люди. Также и предоставлять знания ученикам должны хорошие специалисты. И тут возникает главная проблема интеграции в образовании – нехватка необходимых кадров. Не стоит говорить того, что молодые поколения педагогов не всегда обладают достаточно высоким уровнем образования. Человек, который проводит интеграцию различных предметов, должен учитывать существующие противоречия. Пока что интеграция в профессиональном образовании не может похвастаться чем-то существенным. Но всё же несколько примеров привести можно.

Вот как можно соединить информационные технологии и искусство? В этом помогут уроки компьютерной графики! Наблюдается также подобная интеграция в специальном образовании. Задача учителя в данном случае – научить людей мыслить собственными категориями, чтобы они умели сопоставлять конкретные явления и обобщенные выводы. Немалую роль в этом играет умение взглянуть на что-то под необычным углом. Согласитесь, пример с компьютерной графикой был неожиданностью?

Давайте представим, что нами проводится интеграция в школьном образовании. Вот на такой результат мы можем быть нацелены:

  1. Знания должны быть системными.
  2. Развитие познавательных интересов.
  3. Формирование убеждения и развитие личности.
  4. Умение обобщать имеющуюся информацию.

Различные подходы

Существует несколько видений, как всё должно быть. Нами будет рассмотрено несколько вариантов организации интеграции в образовании. Причем внимание будет уделено как отечественным, так и зарубежным разработкам. Следует отметить, что видения динамически развивались и принимали разные формы и содержание. Поэтому они довольно сильно разнятся между собой. Интеграция в данном случае подразумевается как единство целей, содержания и принципов. Конечный результат этих изменений – это сформировать у людей новые целостные системы умений и знаний. Вопрос интеграции в образовании, кстати, был впервые поднят ещё во времена, когда из философии начали выделяться отдельные дисциплины. Благодаря дифференциации и возникла проблема объединения для получения знаний. Ведь при разделении на отдельные дисциплины нарушается естественная связь между явлениями и предметами. Вот это и решает интеграция в образовании.

Первая попытка

Впервые обосновать необходимость интеграции решился И.Ф. Гербарт. Им было выделено четыре уровня в обучении:

Первые два уровня направлены на то, чтобы получать знания. Тогда как остальные должны установить связь между ними и открыть путь для получения новой информации. Необходимо, чтобы человек мог устанавливать взаимозависимость знаний и на основании имеющегося опыта получать новые данные.

Отечественные наработки

Нельзя обойти вниманием Я.А. Коменского, общественного деятеля и философа-гуманиста, который был в числе первых людей, что решили построить систему на основании объективных закономерностей в вопросах обучения и воспитания. Им предлагалось обогащение сознания человека и знакомство его с явлениями и предметами таким образом, чтобы он мог чувственно воспринимать мир. Это всё проработано в теории эволюции Коменского. Она отстаивает положение, согласно которому, скачки не свойственны человеку, и он развивается постепенно. Согласно Коменскому, перспективное образование — это то, в котором указываются взаимные связи всего в мире.

Также можно привести и наработки К.Д. Ушинского. Нельзя не отметить роль этого человека в психолого-педагогическом обосновании дидактического значения связей между изучаемыми явлениями и предметами. Он поспособствовал существенному преобразованию организации в вопросах воспитания и обучения людей. С его наработками можно ознакомиться, прочитав книгу «Человек как предмет воспитания». В ней наличие межпредметных связей рассматривается как часть единой проблемы всей системы обучения. Там рассмотрены особенности приведения знаний в мировоззренческую систему по мере их накопления, связь между понятиями, действия и их результат, а также рекомендации относительно расширения и углубления познаний ученика. Всё это направлено на то, чтобы в конечном итоге сформировать мировоззренческую систему.

Реализация на практике

Нечто отдалённо похожее впервые было применено в Великобритании в начале 20-го века. Тогда были созданы специальные кооперативные курсы, задача которых сводилась к тому, чтобы интегрировать профессиональные знания и практическую деятельность. Первый опыт на территории России был получен в 20-х годах прошлого века. В отечественной педагогике большое внимание этому уделили такие ученые, как Н.В. Бунаков, В.Я. Стоюнин, Б.Г. Ананьев, В.И. Водовозов и много других. Именно на этот момент времени припадает формирование педагогики Советского Союза. Закладывались основы школы: осмысление системы и логики предмета вместе со связями. Знания должны взаимно использоваться, следует устранить дублирующий материал, формировать целостную систему взглядов – всё это было заложено именно тогда. Прогрессивные взгляды педагогов были отражены в новом подходе относительно построения учебных программ и планов. Его важной составляющей являлось установление взаимосвязей жизни и школы. Благодаря широкому охвату, данному методу действия было дано имя комплексного подхода. Следует отметить ещё и значение для педагогики и 30-х и 50-х годов прошлого столетия. Но это уже выходит за рамки статьи, поэтому мы рассматривать это не будем.

Современный этап

Сейчас, как известно, очень любят реформировать образование, поэтому сказать, что оно является таковым же, как и в советский период, нельзя. Хотя вопросу интеграции всё же уделяется довольно большое внимание. Правда, это относится только к средним и высшим учебным заведениям. Так, по принятым стандартам достигается единство общего, профессионального и политехнического образования. Интеграционные подходы позволяют увязывать профессиональные и личностные устремления учащихся, чтобы помочь им в формировании и при подготовке специалистов. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что хотя современное положение дел и не является идеальным, оно всё же позволяет нам обеспечивать подготовку людей, готовых жить и трудиться в обществе и на его благо. Наиболее важным является создание целостной системы знаний и взглядов на мир, чтобы человек мог сам определять свои интересы, добиваться их реализации и при этом работать на благо общества. В этом и играет свою большую роль интеграция в образовании.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию