Политика протекционизма

Политика протекционизма

Политика протекционизма – это государственное покровительство в экономической сфере. Проявляется оно ограждением внутреннего рынка державы от возникновения на нем иностранных товаров. Политика протекционизма предусматривает также и поощрение экспорта конкурентоспособных товаров на внешние рынки. Задача данной формы государственного покровительства состоит в стимулировании развития государственной экономики, защиту ее от иностранной конкуренции при помощи нетарифного и тарифного регулирования.

Усиливающаяся мировая глобализация обуславливает необходимость вырабатывать адекватную политику протекционизма, повышая, таким образом, конкурентоспособность российских товаров в условиях национального и международного рынков. Проявление политической активности государства в отдельных сферах даст возможность отечественным производителям быстро и наиболее эффективно адаптироваться к условиям глобального экономического развития в посткризисный период.

Необходимо отметить, что в различные исторические периоды экономическая политика российского государства склонялась и в сторону свободной торговли, и в сторону протекционизма. При этом четкого принятия какой-либо из экстремальных форм не было. Вместе с этим абсолютно открытая экономика, с неограниченным товарооборотом, движением технологий, труда и капиталов сквозь национальные границы, не присуща ни одному государству.

В течение многих веков политические и экономические деятели спорят о том, что лучше – политика протекционизма, позволяющая развиваться отечественному производству, или свободная торговля, позволяющая сравнивать международные и национальные издержки промышленности напрямую.

Международная экономика 1950-х-60-х годов характеризовалась либерализацией и приверженностью к свободе во внешней торговле. С наступлением 1970-х годов отмечается другая тенденция, в которой преимущественно используется политика протекционизма. Государства друг от друга начали постепенно отгораживаться, используя при этом все более изощренные тарифные, а в особенности, нетарифные барьеры. Таким образом, осуществлялась защита своего внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма может быть направлена на постоянную защиту отечественных стратегических отраслей от иностранной конкуренции. Это, в свою очередь, обеспечивает неуязвимость страны в условиях военных действий.

Ограждение внутреннего рынка может быть и временным. Как правило, данное условие применяется к недавно созданным экономическим отраслям. Временные меры могут быть сняты по достижению производственных сфер необходимой конкурентоспособности с подобными сферами прочих государств.

Государство может применить политику протекционизма в качестве ответной реакции на аналогичные ограждающие экономику меры в других странах.

Экономические меры государства по защите своего внутреннего рынка могут иметь несколько форм:

— отраслевая форма (осуществляется защита отдельной отрасли),

— селективная форма (осуществляется защита от конкретного государства или товара),

— коллективная форма (защита осуществляется несколькими объединившимися странами),

— скрытая форма (применение в защите не таможенных способов).

Необходимо отметить, что экономика России сегодня обладает низкой конкурентоспособностью в сравнении с экономиками других государств. В связи с этим велика вероятность того, что в развивающемся в мире глобальном хозяйстве российское государство может занимать место, слабо отражающее его истинный потенциал, как научно-технического, так и природно-ресурсного. Таким образом, вероятно превращение страны в простого поставщика ресурсов для стран, промышленно более развитых. Однако на развитие данного процесса оказать влияние может политика протекционизма в России.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию