Первичный и вторичный фондовый рынок

Первичный и вторичный фондовый рынок

Мы продолжаем разбирать базовые финансовые термины, сегодня поговорим о первичном и вторичном рынке ценных бумаг. Что из себя представляет каждое из этих понятий, чем отличаются эти рынки, какие признаки характерны для каждого из них?

То, является рынок ценных бумаг первичным или вторичным, зависит от нескольких факторов. Это и участники рынка, и механизмы обращения ценных бумаг, и тип этих бумаг.

Первичный рынок

Так называют рынок ценных бумаг, где осуществляется их начальное размещение для инвесторов. При этом в качестве инвесторов могут выступать как физические лица, так и компании, а также их представители.

Поскольку на первичном рынке все бумаги, по сути, являются новыми, важной чертой этого рынка является его открытость. Инвесторам необходимо обладать полной информацией о бумагах и компании, которая их выпускает, для того, чтобы принять правильное финансовое решение. Множество механизмов нацелено на то, чтобы сделать информацию максимально доступной: единые стандарты для проспекта эмиссии, необходимость его регистрации, контроль со стороны регуляторов и т.д.

Бумаги на первичном рынке могут размещаться в форме частного или публичного предложения. В первом случае бумаги предлагаются ограниченному кругу потенциальных инвесторов: посторонний человек не будет знать о выпуске акций. Во втором случае круг потенциальных инвесторов не ограничен: аудитория объявления о выпуске максимально широка.

Существует несколько способов выпуска бумаг на первичный фондовый рынок.

Первый — это прямое приглашение компанией. В этом случае компания публикует проспект эмиссии, тем самым предлагая инвесторам приобрести акции. Организационные вопросы сделки при этом обычно берет на себя посредник — эмиссионная компания.

Второй — тендерное предложение. В этом случае происходит «аукцион наоборот»: инвестор участвует в конкурсе на приобретение акций по наиболее выгодной цене. Вначале инвесторы подают заявки на приобретение акций, а затем компания подсчитывает стоимость, по которой необходимо выпустить бумаги, чтобы привлечь нужный объем финансов, и объявляет цену.

Третий — частное размещение. В этом случае проспект эмиссии не публикуется в широком доступе, а бумаги распространяются в узком кругу заранее выбранных инвесторов.

Вторичный рынок

Вторичный рынок — это место, где уже выпущенные ценные бумаги перепродаются, причем, как правило, многократно. В качестве игроков на вторичном рынке выступают уже только инвесторы: эмитент (компания, выпустившая бумаги) решает задачу привлечения средств на первичном рынке. Вторичный же рынок дает инвесторам дополнительные возможности для обогащения.

Важной чертой развитого вторичного рынка является его ликвидность и активность: в отличие от довольно долгого процесса первичного размещения, на вторичном рынке значительные объемы ценных бумаг обращаются в короткое время.

Вторичный рынок может быть как организованным, так и не организованный. Первый тип рынка еще называют внебиржевым, поскольку его деятельность регулируется биржей. Второй тип также называют внебиржевым или уличным.

Все ценные бумаги на вторичном рынке входят в листинг — упорядоченный список бумаг, прошедших отбор и ранжирование. При этом свой листинг есть как у биржевого, так и у внебиржевого рынка – разница в том, что внебиржевой листинг, как правило, предъявляет менее строгие требования к бумагам.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию