НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

1. Налоги: понятие и функции.

2. Налоговая система и ее элементы.

3. Классификация налогов.

4. Налоговая система Украины.

5. Общегосударственные налоги в Украине.

6. Местные налоги в Украине.

7. Налоговая служба и налоговая работа.

В финансовой терминологии употребляют 5 терминов, которые отображают платежи государству, — плата, отчисления и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединить их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.Налоги являются важным звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с появлением государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они — главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и ры­ночных отношений. В отличие от финансов, налоги имеют односторонний характер движения – от налогоплательщика к государству.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предполагает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду). Размер платы зависит от количества используемых ресурсов, а поступление этой платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно отражает и эти доходы. По экономическому смыслу плата не является налогом, поскольку не отображает перераспределения доходов.

Отчисления и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предполагают целевое предназначение платежей. В целом отчисления и взносы можно рассматривать как целевые налоги.

Налоги – это обязательные платежи, которые устанавливает государство для юридических и физических лиц с целью формирования централизованных финансовых ресурсов, которые обеспечивают финансирование государственных затрат.

Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступления, сборы являются платежами разового характера.

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый, т. е, на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли, игровой стол в казино и т. д.), этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в гривнах с 1 гектара с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современных условиях главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовые (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют целостный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

К основным функциям налогов относятся фискальная, регулирующая и контрольная.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов.

В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение – насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

Исходя из этой функции государство должно получать не только достаточно налогов, но и получать их стабильно и гарантированно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерными.

Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей, с неопределёнными сроками, а равномерно в течение года в чётко установленные сроки согласованные со сроками бюджетного финансирования.

Стабильность определяется высоким уровнем гарантий, что предусмотренные законом о бюджете доходы будут получены в полном объёме.

Равномерность – все субъекты хозяйствования – распределение налогов в территориальном разрезе, необходимо для обеспечения достаточными ресурсами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении денег между бюджетами более низкого ранга, а это уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Эта функция затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития или сдерживания определенных отраслей, производств и сфер деятельности.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получения доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает несколько видов функций.

4. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

5. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции. Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и др.). Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов.

6. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

7. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную – с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Конечная цель налогов – не только сформировать бюджет, но и сформировать цели, интересы в распределении этих средств и иных средств плательщиков, т.е. создать условия для накопления как юридическими, так и физическими лицами. В этом случае речь идет об активном накоплении, которое выразилось бы в увеличении мощностей, развитии производства, и т.д.

Осуществить это можно путем дифференциации или снижения имущественных налогов, предоставления льгот при целевом использовании средств. Эта функция очень тесно связана со стимулирующей, но является более глобальной и обобщающей. Кроме того, если стимулирующая функция связана с процессом, деятельностью плательщиков, то накопительная ориентирована на конечный результат, определяет цель деятельности и имеет более статичный характер.

Каждое государство формирует свою налоговую систему с учетом опыта других стран, состояния экономики, развития рыночных отношений, необходимости решения конкретных экономических и социальных задач, собственных национальных особенностей.

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты разных уровней, а также в государственные целевые фонды, которые взимаются в порядке, установленном соответствующими законами государства.

Существует два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных странах.

Элементы налоговой системы:

— Субъект налога – это производитель или продавец товара, который согласно закону выступает в качестве юридического плательщика налога, то есть вносит в бюджет сумму налога от реализованного товара или оказанных услуг. Термин «плательщик налога» определяет именно субъекта налогообложения. Но этот субъект по большей части является только опосредующим звеном прохождения налогов. Он не столько уплачивает налог, сколько перечисляет в бюджет часть полученного дохода. Реальным плательщиком (носителем налога) является конечный потребитель.

— Налогоплательщики – это юридические и физические лица, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны платить налоги сборы (обязательные платежи).

— Государственные налоговые органы – службы, созданные государством для контроля за полной и своевременной уплатой налогоплательщиками установленных законодательством налогов.

— Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, конечный потребитель товара, в цене которого содержится непрямой налог. Покупая товары, потребитель фактически становится плательщиком налога. Таким образом, налог перекладывается с субъекта на носителя налога. Плательщик налога не является его носителем, если перекладывает налог на другого.

— База налогообложения – законодательно закрепленная часть доходов или имущества налогоплательщика (за вычетом льгот), которая учитывается при расчете суммы налогов.

— Объект налогообложения – это то, что облагается тем или иным налогом. Объекты налогообложения могут быть:

— имущество физических и юридических лиц,

— операции с ценными бумагами,

— передача имущества (продажа, дарение, завещание),

— определенные виды деятельности, установленные Законом,

— социальные платежи и налоги с ФОТ,

— Единица обложения – единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. По подоходному налогу единицей обложения выступает денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, по коммунальному налогу – численность работающих.

— Источник уплаты налогов – это доход плательщика, из которого уплачивается налог. Источник уплаты может быть непосредственно связан с объектов налогообложения (когда облагается сам доход приносящее доход имущество), а может и не касаться объекта обложения (например, налоги на землю и имущество, которые находятся в личном пользовании и не приносят доход их владельцам).

В целом правомерным является связывание источника уплаты налога с объектом налогообложения. Такое обложение будет справедливым, поскольку только доход является источником уплаты. Кроме того, у предприятий источник уплаты может рассматриваться с позиций отнесения того или иного налога на валовые затраты (себестоимость продукции), полученную прибыль или ценовую надбавку. Общим источником уплаты является выручка от реализации. Но в зависимости от того, из какого ее элемента выплачивается налог, определяется его влияние на финансовые интересы государства.

— Налоговая ставка – это законодательно установленный размер налога на единицу обложения. Налоговые ставки подразделяется на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу обложения в натуральном выражении. Они могут быть двух видов: фиксированные – установленные в конкретных суммах, относительные – определенные относительно определенной величины (например, в процентах от минимальной заработной платы).

Процентныеставки устанавливаются только в отношении объекта обложения, который имеет денежное выражение (поскольку налог имеет только денежное выражение). Они подразделяются на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные – это единые ставки, которые не зависят от величины объекта обложения. Они упрощают налоговую работу и в большей мере отвечают принципу равенства плательщиков.

Прогрессивные – это такие ставки, размер которых растет по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия шкалы налогообложения может быть простой и ступенчатой. При простой шкале прогрессии повышенные ставки применяются ко всему объекту обложения, результатом этого являются крайне невыгодные для плательщика интервалы обложения его доходов. При ступенчатой шкале такие ставки применяются не ко всему объекту обложения, а только к той его сумме, которая превышае6т интервальные ограничения.

В данном случае многое зависит от стремительности крутизны прогрессии. Стремительность отражает размеры интервалов – чем они меньше, тем более стремительна прогрессия. Крутизна характеризует соотношение максимальной и минимальной ставок. Оба эти показателя при умеренной налоговой политике могут быть оправданными, создавая относительно льготные условия для слоев населения с низким уровнем доходов и не слишком контрибуционными для лиц с высоким доходами.

Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста величины объекта обложения. Они необходимы тогда, когда государство стремиться стимулировать подобный рост. В такой политике имеется свой смысл, поскольку богатое общество – это совокупность богатства его членов, а регрессивные ставки стимулируют создание и рост богатства. В практике налогообложения прогрессивные и регрессивные ставки могут применяться как по отдельности, так и вместе – в виде прогрессивно-регрессивной и регрессивно-прогрессивной шкалы ставок.

Различают номинальную и эффективную налоговые ставки.

Номинальная ставка – установленная законом величина налога, подлежащая уплате с каждой единицы налогообложения.

Эффективная ставка – отношение суммы выплаченного налога к фактической сумме доходов, характеризует фактический уровень налогообложения.

— Налоговый оклад – величина налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

— Налоговая квота – установленная доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты состоит в том, что она характеризует допустимый уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту. Но в таком случае значительно снижается налоговое влияние и возможности использования налогов как финансовых регуляторов. Поэтому в практике налогообложения налоговые квоты законодательно не устанавливаются.

— Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налогов в соответствии с порядком, установленным законом. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строение отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

— Необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, полностью освобожденная от налога.

— Налоговое право – правовой механизм регулирования налоговых отношений. Он включает в себя совокупность законодательных норм, на основе которых возникают, функционируют, изменяются и прекращают свою деятельность как отдельные виды налогов, так и их определенная совокупность в рамках общей налоговой системы.

— Налоговая политика – составная часть экономической политики государства, которая базируется на совокупности юридических законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.

— Налоговая реформа – это совокупность изменений налогового законодательства, затрагивающих структуру налогов, объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы с целью оптимизации налогообложения, достижения баланса интересов развития экономики и социальной справедливости.

— Либерализация системы налогообложения – это уменьшение регулирующей роли налогов, создание одинаковых условий для всех налогоплательщиков, достигается обычно путем снижения налоговых ставок, с одной стороны, и расширения базы налогообложения (уменьшения или ликвидации налоговых льгот, увеличения количества объектов налогообложения) – с другой.

— Двойное налогообложение – это обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее двух раз в течение одного отчетного периода, может проявляться в следующих формах:

один и тот же объект облагается налогом одного вида разными уровнями государственной власти одной страны,

— один и тот же объект облагается налогом одного вида властями разных государств,

— облагается прибыль юридических лиц, а затем эта же прибыль облагается как дивиденды, выплаченные акционерам предприятий.

— Налоговый кредит – вид налоговой льготы, представляет собой сумму, на которую плательщик имеет право уменьшить начисленный в отчетном периоде налог в соответствии с нормами, предусмотренными в налоговом законодательстве (например, исключить из суммы налога на прибыль сумму налога на прибыль, уплаченного за границей, уменьшить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, на сумму НДС, уплаченную плательщиком этого налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров, работ, услуг и т.д.).

— Налоговые каникулы – определенный период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Налоги классифицируются следующим образом :

1. По форме налогообложения:

Прямые (подоходно-имущественные) – устанавливаются непосредственно для плательщиков и выплачиваются из их доходов, а сумма налога зависит от размеров объекта обложения. Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества (в их основе лежит предполагаемый доход), и личные – уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и учитывающие платежеспособность плательщика (взимаются с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации).

Косвенные (на потребление) – налоги, которые взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в цену товара и уплачиваются потребителем за счет ценовой надбавки, а их размер для конкретного плательщика не зависит от его доходов. Косвенные налоги делятся на акцизы (НДС, акцизный сбор) и пошлины.

2. По экономическому содержанию:

Налоги на доходы – взимаются из доходов физических и юридических лиц. Объектов обложения является заработная плата и прочие доходы граждан, прибыль или валовый доход предприятия.

Налоги на потребление – уплачиваются не при получении дохода, а при его использовании (непрямые налоги – НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины),

Налоги на имущество — устанавливаются на движимое и недвижимое имущество. В отличие от косвенных налогов, которые выплачиваются только 1 раз, а именно при покупке, налоги на имущество взимаются постоянно до тех пор, пока имущество находится в собственности владельца

Налоги на использование различных ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и т.д.),

Налоги на различные действия (юридические и хозяйственные акты, финансовые операции, реализацию продукции и т.п.)

3. По уровню государственных структур:

Общегосударственные – налоги, установленные высшими органами государственной власти и поступающие, как правило, в госбюджет.

Местные — налоги и сборы, установление и взимание которых является прерогативой местных органов власти.

4. В зависимости от способов взимания, различают 2 вида налогов:

Распределительные — сначала устанавливаются в общей сумме в соответствии с потребностями государства, а затем эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам. На низовом уровне по налогоплательщикам.

Окладные — предполагают сначала установление ставок, а следовательно и размера налога для каждого плательщика.

5. В зависимости от установленного порядка использования налоги подразделяются на:

Общие налоги, которые не имеют специального предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюджетов,

Специальные – налоги, которые взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

6. В зависимости от канала поступления:

Закрепленные налоги – непосредственно и целиком поступают в бюджет или конкретный внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги – поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях в соответствии с бюджетным законодательством. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в государственный бюджет и бюджеты других уровней, определяются при утверждении каждого бюджета.

7. В зависимости от плательщика:

Налоги с юридических лиц (налог на прибыль и т.п.),

Налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.д.),

Смешанные – налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.). При этом смешанные налоги можно разделить на:

— налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли),

— налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (НДС, акцизный сбор).

8. В зависимости от способа взимания:

— Долевые (количественные) – устанавливающие размер налога для каждого плательщика отдельно, учитывающие имущественное состояние плательщика и его возможности уплаты. Общая величина формируется как сумма платежей отдельных плательщиков,

— Раскладочные (репатриационные) – налоги, начисляемые на целую корпорацию плательщиков, которые самостоятельно осуществляют между собой окончательное распределение налогового бремени.

9. В зависимости от периодичности взимания:

— Разовые – налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода времени (чаще всего – налогового периода) при совершении определенных действий (налог с владельцев транспортных средств, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения). В большей степени данная разновидность налогов имеет характер сборов.

— Систематические (регулярные) – налоги, взимаемые через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (помесячно, поквартально).

10. В зависимости от учета налогового платежа:

— налоги, финансируемые потребителем (акциз, НДС),

— налоги, включаемые в себестоимость (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог).

— налоги, финансируемые за счет балансовой прибыли, т.е. прибыли до уплаты налога (налог на имущество, налог на рекламу),

— налоги, финансируемые за счет чистой прибыли, т.е. прибыли после уплаты налога (сбор за право торговли, за использование национальной символики).

Общегосударственные налоги и обязательные платежи включают 4 группы: прямые и непрямые налоги, платежи за ресурсы и прочие обязательные платежи, взносы в обязательные фонды, а именно: Налоговая система Украины определена Законом Украины “О системе налогообложения”, который содержит перечень налогов и прочих обязательных платежей, которые взимаются в Украине с разделением их на общегосударственные и местные.

1. Налог на прибыль предприятий,

2. Подоходный налог с граждан,

3. Налог с владельцев транспортных средств,

4. Государственная пошлина,

5. Налог на недвижимое имущество,

6. Плата за землю,

7. Налог на промысел,

2. Акцизный сбор,

3. Таможенная пошлина

в) платежи за ресурсы и прочие обязательные платежи:

1. Плата за специальное использование природных ресурсов,

2. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет бюджета,

3. Отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог

4. Рентные платежи,

5. Государственная пошлина,

6. Плате за торговый патент

1. Сбор на обязательное социальное страхование,

2. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование,

3. Сбор на страхование на случай безработицы,

4. Сбор за загрязнение окружающей среды,

5. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и пивоварения.

Местные налоги и сборы включают:

1. Налог с рекламы,

2. Коммунальный налог,

3. Гостиничный сбор,

4. Сбор за парковку автотранспорта,

5. Рыночный сбор,

6. Сбор за выдачу ордера на квартиру,

7. Курортный сбор,

8. Сбор за участие в бегах на ипподроме,

9. Сбор за выигрыш в бегах на ипподроме,

10. Сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме,

11. Сбор за право использования местной символики,

12. Сбор за право проведения теле- и киносъемок,

13. Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за рубеж,

14. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсных распродаж и лотерей,

15. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг,

16. Сбор с владельцев собак.

Кроме установленного перечня налогов, допускается упрощенная унифицированная система налогообложения в виде фиксированного и единого налогов для субъектов предпринимательской деятельности и фиксированного сельскохозяйственного налога.

Валовой доход – это общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной форме как на территории Украины, ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами.

Налог на прибыль предприятий – это основной прямой налог, взимаемый с юридических лиц в Украине. Объектом налогообложения является налогооблагаемая прибыль, определяемая путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых издержек и сумму амортизационных отчислений.

1) Общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, не имеющих статуса юридического лица, а также доходы от продажи ценных бумаг,

2) Доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, торговле валютными ценностями, долговыми обязательствами и требованиями,

3) Доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми обязательствами и требованиями, а также доходы от осуществления операций лизинга (аренды),

4) Доходы, не учтенные от при исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде,

5) Доходы из других источников и от внереализационных операций.

Валовые затраты производства и обращения – сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной либо нематериальной форме, который осуществляются в виде компенсации стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

В состав валовых затрат включаются:

1) Суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда,

2) Суммы денежных средств либо стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в Государственный бюджет Украины либо бюджеты территориальных громад, неприбыльным организациям, но не более 4% облагаемой налогом прибыли предыдущего отчетного периода, за исключением отчислений, введенных пп.5.8 Закона,

3) Суммы денежных средств, перечисленные предприятиями всеукраинских объединений лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75% таких лиц, этим объединениям для проведения их благотворительной деятельности, но не более 10% облагаемой налогом прибыли предыдущего отчетного периода,

4) Суммы денежных средств, внесенных в страховые резервы,

5) Суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения» за исключением отдельных налогов, пени, штрафов, неустоек…

Для плательщиков налога, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, в состав валовых затрат включается плата за землю, не используемую в сельскохозяйственном производственном обороте,

6) Суммы расходов, не включенные в состав валовых затрат прошедших отчетных налоговых периодов в связи с утратой, уничтожением либо порчей документов, установленных правилами налогового учета, и подтвержденные такими документами в отчетном налоговом периоде,

7) Суммы расходов, не учтенные в прошедших налоговых периодах в связи с допущенными ошибками и выявленные в отчетном налоговом периоде в расчете налоговой обязанности,

8) Суммы безнадежной задолженности в части, не отнесенной на валовые затраты, в случае, если соответствующие мероприятия по взысканию таких долгов не привели к положительному результату, а также суммы задолженности, в отношении которых истек срок исковой давности,

9) Суммы расходов, связанных с улучшением основных фондов,

10) Суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного (в том числе государственного) социального страхования физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога,

11) Любые расходы, связанные с выплатой либо начислением процентов по долговым обязательствам в течение отчетного периода, если такие выплаты либо начисления осуществляются в связи с ведением хозяйственной деятельности плательщика налога.

Под термином «амортизация» основных фондов и нематериальных активов следует понимать постепенное отнесение расходов на приобретение фондов и активов, их изготовление или улучшение, на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах норм амортизационных отчислений.

Амортизации подлежат затраты:

1) на приобретение основных фондов и нематериальных активов для собственного производственного использования,

2) на самостоятельное изготовление основных фондов для собственных производственных нужд,

3) на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных фондов,

4) на улучшение качества земель, не связанных со строительством.

К прибыли, по которой установлены налоговые льготы, относятся:

1) прибыль, направленная на финансирование капвложений производственного назначения

2) прибыль, отчисленная в резерв (пока резерв не достигнет 25% установленного фонда предприятия)

3) взносы на благотворительные цели

4) суммы на содержание объектов социально-культурного и жилищного фондов

Базовая ставка налогообложения установлена в размере – 25%

В 2002 г. этот налог составил ¼ всех поступлений в сводный бюджет Украины.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию