Монополия в экономике это

/ Экономическая теория / Микроэкономика пакет 2013 / Лекции, презентации, литература / 8. Типы рыночных структур совершенная и несовершенная конкуренция / 8.4. Монополия в рыночной экономике

Монополия в рыночной экономике

Монополия в широком смысле означает экономическую ситуацию (явление), при которой на рынке отсутствует конкуренция за потребителя между производителями (продавцами) товаров или услуг.

Чистая монополия это такая рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.

1. По признаку наличия специальных прав, полученных от го­сударства в сфере защиты от конкурентов. — Открытая монопо­лия. Представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного постав­щика продукта. Монопольной власти фирна дости­гает, не имея специальных прав.

— Закрытая монополия возникает в том случае, ког­да фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ог­раничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам (условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельност).

2. По признаку образования и функционирования:

— Естественная монополия — экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрас­ли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом не­возможна или нежелательна. В основе естествен­ной монополии — особенности технологии произ­водства и обслуживания потребителя. Согласно неоклассической теории, естественные мо­нополии формируются в тех отраслях, где долго­срочные издержки минимизируются при обслу­живании всего рынка одной фирмой. Раздел рын­ка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (переда­ча электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, же­лезнодорожное сообщение.

— Искусственная (предпринимательская) монополия. В экономической и правовой литературе этим понятием объединяют распространенную ситуацию преобладания на рынке не­скольких фирм, сотрудничающих как единое целое, как правило на основе тайного сговора по ценам реализации товаров, их номенклатуре и объемам сбыта. Установление монополистичес­кого типа рынка поэтому не является следствием устранения конкурентов. Предприятия малого бизнеса успешно формируют неформальные чистые монополии, более крупные и высокотехнологичные организации создают картели.

Рыночное равновесие в условиях монополии.

Процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли едины (рис 60.). Монополист является фирмой-отраслью (это первая особенность установления равновесия).

Объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC  MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка OМ) задаст и равновесную цену PМ. Сама же точка OМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

Рис 60. Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом

Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.

Степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью). При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ  ATCМ > 0).

Способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Треугольник OМОМ на рисунке называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.

Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию