Международная торговля

1.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ

Одним из факторов, который влияет на уровень развитая экономики веек стран, является международная торговля, а важ­ нейшим средством ее осуществления — мировой торговый флот. Достаточно сказать, что более 80 % всех внешнеторговых пере­ возок в мире выполняется на морских судах. И именно экипаж судна, возглавляемый капитаном, берет на себя ответственность за товар стоимостью миллионы долларов.

Существует немало определений понятия международная торговля (International Trade). Приведем лишь наиболее распро­ страненные.

Международна я торговля — это коммерческая деятель­ ность. которая пересекает национальные границы. Она включа­ ет перемещение тпваров, услуг, капитала или персонала.

Международная торговля — сфера международных товар­ но-денежных отношении, представляющая совокупность внеш­ ней торговли разных стран мира.

Международная торговля — совокупность внешнеэконо­ мических связей всех стран мира, торгующих друг с другом.

Внешнеэкономические связи возникли н осуществляются на основе международного разделения труда, то есть специализа­ ции отдельных стран на производстве определенных видов това­ ров для удовлетворения потребностей мирового рынка.

Внешнеэкономические связи разнообразны (рнс. 1.1.>, но среди нил можно выделить две главные формы, в которых транс­ портные операции являются неотъемлемой их частью:

1> обмен товарами (производство — внешняя торговля — транспорт — потребление),

2) обмен услугами, (предоставление тоннажа под перевозки грузов иностранных фрахтователей).

Основную роль в международной торговле занимают, ко­ нечно, товарные операции, но в последние годы значительно расширилась торговля услугами. Объем экспорта услуг прибли­ зился к четверти стоимости мирового экспорта товаров.

Внешнеэкономические связи между различными странами мнрэ осуществляются посредством внешней торговли.

Внешняя торговля — торговли с другими странами, вклю­ чая вывоз (экспорт) товаров и услуг из страны и ввоз (импорт) товаров и услуг в страну.

Страны торгуют между собой, чтобы получать товары луч­ шего качества, дешевле или просто отличные от национального производства.

В обслуживании торговли между странами морской транс­ порт по праву считается наиболее предпочтительным, так как является:

■ самым удобным и дешевым, несмотря на сильную конку­ ренцию со стороны других видов транспорта,

■ единственным средством перевозки грузов для стран, от­

деленных друг от друга морями и океанами:

* мобильным, так как в зависимости от спроса н предложе­ ния на тоннаж, суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой,

• вне конкуренции ирн транспортировке значительных партий массовых грузов на дальние расстояния.

Международная торговля с точки зрения доставки товаров имеет ясно выраженный морской характер, поскольку грузы доставляются в страны назначения преимущественно морским транспортом. Отсюда в международной практике существует понятие международная морская торговля. Поэтому вполне закономерна и обоснована тесная связь международной торгов­ ли с деятельностью морского транспорта. А это вызывает не

обходимость для судовых офицеров хорошо знать и разбирать­ ся в условиях организации международной торговли и осуще­ ствления внешнеторговых сделок, особенно связанных с морс­ кой перевозкой.

Под торговой (коммерческой) сделкой понимаются зафик­ сированные обычно в письменном виде действия физических НДЦ юридических лиц на основе установления между ними опреде­ ленных коммерческо-правовых взаимоотношений, относящихся к обращению товаров (услуг) и денег.

Дву- н многосторонние сделки называются договорами (кон­ трактами).

Сделка, одним из участников которой является иностран­ ное физическое или юридическое лицо (контрагент), носит на­ звание внешнеторговой. Внешнеторговыми считаются сделки не только по экспорту и импорту товаров, но н относящиеся к транспортным, страховым, банковским н другим внешнеэконо­ мическим действиям.

Внешнеторговые сделки немыслимы без комплекса коммер­ ческих внешнеторговых операций — целенаправленных дей­ ствий контрагентов разных стран на совершение торгового об­ мена н обеспечивающих такой обмен.

Внешнеторговые операции, осуществляемые с использовани­ ем морского транспорта, можно условно разделить на три группы:

/) основные операции: экспортные, импортные, реэкспорт­ ные, реимпортные,

2) операции во встречной торговле (товарообменные)’.

бартерные, компенсационные, консигнационные н др.,

3) прочие операции: подрядные, арендные (лизинг) и др. Экспортная операция — это коммерческая деятельность,

направленная на продажу товаров (услуг, ценных бумаг н т.п.) иностранному партнеру (покупателю) с вывозом их из страны продавца.

Реэкспортная операция — продажа и вывоз за границу ранее ввезенного товара иностранного происхождении, не под­ вергшегося какой-либо переработке, К реэкспортным операци­ ям относят приобретение товаров за границей н без завоза в страну покупателя направление их в третьи страны. Транзит (провоз товаров через страну) не относится к реэкспорту.

Рис, 1.1, Формы внешнеэкономических связен

Импортная операция — это коммерческая деятельность, связанная с покупкой у иностранного продавца и ввозом в стра­ ну покупателя иностранных товаров (услуг, технологий н т.п,).

Реимпортная операция — приобретение и ввоз из-за гра­ ницы ранее вывезенных национальных товаров, не подвергших­ ся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционах, выставках, возвращенные с консигнационных скла­ дов, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже. Если же такие товары к продаже нс предназначались, то они не относятся к реимпортным операциям.

Бартерная операция — это операция по обмену опреде­ ленного количества товаров одного или разных видов на эквива­ лентное по стоимости количество другого товара или товаров, Таким образом, бартерная операция не предполагает никаких денежных расчетов между контрагентами. В бартерном согла­ шении устанавливаются либо количества взаимопоставляемых товаров, либо ограничивается сумма, на которую стороны обязу­ ются поставить товары. Другие условия бартерных соглашений подобны условиям контрактов купли-продажи товаров. Преиму­ щество бартерной операции перед экспортно-импортной состо­ ит в том, что для ее осуществления не нужна валюта, н стороны не прибегают к посредничеству банков.

Суть компенсационных операции состоит в том, что одна страна (сторона) поставляет оборудование и технологию другой стране, которая, например, строит на своей территории про­ мышленный объект, продукцией которого и будет рассчитывать­ ся за поставленное оборудование н технологию. Отличительной особенностью таких операций является то, что поставка товаров и компенсация происходят не одновременно, то есть страна-экс­ портер как бы дает кредит под будущую продукцию. В после­ днее время они получили широкое развитие и охватывают объекты металлургической, химической, нефтяной, легкой, пищевой про­ мышленности.

Консигнационные операции — продажа товаров за границу через консигнационные склады посредников, когда право соб­ ственности на товар, поступивший на склад посредника, остает­ ся за экспортером до продажи его покупателю. Хранение товара на складе посредника обычно происходит до 1,5 лет. Пели за это время товар не будет продан, он возвращается собственнику (экспортеру) за его счет.

Консигнационные сделки применяются при экспорте ма­ шин, оборудования, запасных частей и комплектующих узлов, товаров широкого потребления, когда важно не упустить время продажи, оптимальное с точки зрения эффективности сделки, или когда фактор немедленной поставки товара имеет решаю­ щее значение. Например, это может быть срочная поставка за­ пасных частей и узлов для судна, находящегося в эксплуатации и подлежащего немедленному ремонту.

Лизинговые операции осуществляются на основе долгосроч­ ного договора между лизинговой компанией, приобретающей обо­ рудование, транспортные средства за свой счет н сдающей их R аренду на время, и фирмой-арендатором, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имуще­ ства. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выку­ пает имущество по остаточной стоимости.

Объемы лизинговых операций в мире непрерывно возрас­ тают, В международном торговом судоходстве широкое распрос­ транение подучил лизинг судов, складов, причалов, перегрузоч­ ного оборудования н контейнеров.

Лизингом контейнеров занимаются специализированные ком­ пании, иногда они создают международные объединения. Кон­ тейнеры у них арендуют судовладельцы, грузовладельцы н экс­ педиторы, Расходы по арендной плате учитываются при кальку­ ляции размера ставки контейнерного тарифа.

Существует две формы лизинга контейнеров:

1, Краткосрочна я аренда (Master Lease Agreement) — осу­ ществляется обычно на одни или несколько рейсов. При этом контейнер, принятый на одном складе, после перевозки, раз­ грузки и зачистки сдается на другом складе лизинговой компа­ нии, а аренднан плата взимается за каждые сутки аренды.

2. Длительная аренда (Long Lease Agreement) — осуще­ ствляется на срок до 5 лет, по которой арендатор равными доля­ ми и в сроки, предусмотренные соглашением, выплачивает сто­ имость контейнера и ставку за кредит, после чего контейнер переходит ы его собственность.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию