Лекция: спрос и предложение

Лекция: спрос и предложение

Спрос и предложение в рыночной экономике.

Равновесие спроса и предложения.

Эластичность спроса и предложения.

4. Применение эластичности в налоговой политике.

В данной теме анализируется механизм функционирования рынка в условиях свободной конкуренции, а также такие понятия, как спрос, предложение, равновесие и эластичность.

Спрос и предложение в рыночной экономике.

Спрос. Заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т.д.

Спрос – это платежеспособная потребность.

О братная зависимость между ценой и величиной спроса называетсязаконом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 1).

Рис.1. Кривая спроса. Рис. 2. Функция спроса.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде: QD = f (Р),

где QD — величина спроса,

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис.1).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,

2) изменение вкусов и предпочтений,

3) ценовые и дефицитные ожидания,

4) колебание расходов на рекламу,

5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,

6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

Рsub — цена на товары-субституты (заменители),

Рсоm— цена на комплементарные товары (взаимодополняемые),

N — количество покупателей,

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 2).

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3-а). Тогда рыночный (совокупный) спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3-б).

а) Индивидуальный спрос. б) Рыночный спрос.

Рис. 3. Индивидуальный и рыночный (совокупный) спрос.

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 1). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 2).

Предложение. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

где QS — величина предложения,

П рямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называетсязаконом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 4).

Рис.4. Кривая предложения. Рис. 5. Функция предложения.

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис.4). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

1) цены факторов производства (ресурсов),

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

4) размер налогов и субсидий,

5) количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

где Рr — цены ресурсов,

К — характер применяемой технологии,

Т — налоги и субсидии,

N — количество продавцов,

В — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 5).

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 4). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис.5).

Равновесие спроса и предложения.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис.6). Точка равновесия обозначается Е.

Рис. 6. Цена равновесия и отклонения от нее.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию