Конституционное право

Конституционное право

Государственное устройство: понятие и формы

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане, проблемой — формы государства. Терминологически понятия, связанные с государственным устройством, различаются. Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства — форма государственного (территориально-политического) устройства.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен. Каждая из его форм имеет специфические черты. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, преобладающего в современном мире, мы тем не менее акцентируем внимание на федеративном государстве. К ним относятся не только ставшие уже «классическими федерациями» такие страны, как США, Мексика, Аргентина, Швейцария, но и сравнительно новые — Бельгия, Индия, Пакистан, Германия, Нигерия. Нередко вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство», что не совсем верно отражает суть явления, поскольку союз предполагает объединение равных. Относительно субъектов можно говорить о равенстве, но федеральные власти, федеральная конституция и федеральное законодательство возвышаются над соответствующими институтами субъектов федерации.

В литературе существуют разные мнения по поводу понятий и форм государственного устройства. Наиболее удачным, на наш взгляд, представляется следующее определение:

форма государственного (территориально-политического) устройства — внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений центральных и региональных (местных) государственных органов.

В зависимости от характера и структуры составных частей территории государства и взаимоотношений между ними и государством в целом страны по форме политико-территориальной организации подразделяются прежде всего на унитарные и федеративные, каждая из которых в свою очередь включает в себя определенные разновидности. Нередко к этому добавляется и конфедерация . Однако необходима серьезная оговорка, ибо конфедерация — не форма одного государства, а форма межгосударственного объединения нескольких независимых стран, взаимоотношения между которыми, как известно, регулируются не конституционным, а международным правом. Такими конфедерациями были Швейцарский Союз (до 1848 г.), США (1776-1787 гг.), Германский Союз (1815-1866 гг.). В настоящее время конфедераций в мире не существует 1 Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 21. .

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрали унитарную (лат. уно — единое) форму политико-территориального устройства. Это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и (или) государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченной самостоятельностью, а само государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему. В связи с этим унитарное государство нередко называют единым, слитным, простым по структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного, составного, объединенного.

Унитарное государство содержит следующие основные отличительные признаки: одну Конституцию, которая распространяется на всю территорию страны, единую законодательную власть — общий для всей страны парламент, единую исполнительную власть, единую судебную власть (судебную систему), единое законодательство — правовую систему, обязательную для всех граждан на территории этой страны, территориальное деление на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, единое гражданство.

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное.

Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира — унитарные, немало стран имеют федеративное (от лат. фэдус — союз) политико-территориальное устройство. Федеративное государство — это государство, территория которого состоит из ряда национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется относительной политической самостоятельностью, за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются от унитар

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию