Конкуренция

Конкуренция

Конкуренция — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.

Конкурентная борьба позволяет:

  • выявить рыночную стоимость товара/услуги на данный момент,
  • установить новую рыночную стоимость товара/услуги,
  • рационально распределить прибыль с учетом различных издержек труда,
  • отрегулировать распределение имеющихся средств предприятия между различными отраслями.

Виды конкуренции

Существуют различные виды конкуренции. Классификация происходит по различным признакам (например, масштаб развития либо его характер и т.д.).

В зависимости от масштабов развития конкуренция бывает:

  • индивидуальная (на рынке присутствует один участник, целью которого является привлечение максимальной прибыли путем выбора наилучших условий купли-продажи товара/услуги),
  • местная (возникает, когда владельцы товаров/услуг пытаются поделить рыночную нишу),
  • отраслевая (предприятия, конкурирующие в одной отрасли производства, пытаются привлечь максимальное количество потенциальных потребителей с целью получить наибольшую прибыль),
  • межотраслевая (организации, конкурирующие в разных отраслях производства, пытаются завоевать наибольший сегмент потенциальных потребителей с целью максимизировать прибыль),
  • национальная (возникает на территории одного государства между отечественными производителями товаров и услуг),
  • глобальная (возникает на мировом рынке между предприятиями, хоз. объединениями и государствами разных стран).

В зависимости от характера развития конкуренция бывает:

  • свободная — возникает при отсутствии ограничивающего деятельность производителей гос. регулирования,
  • регулируемая — возникает в рамках госрегулирования,
  • ценовая — возникает в условиях «демпинга» — искусственного занижения цен на товары и услуги,
  • неценовая — возникает посредством улучшения качества производства и производимой продукции, системы менеджмента на предприятии и т.д.

В деятельности любой фирмы, намеревающейся занять лидирующие позиции и закрепиться на рынке, присутствуют следующие направления:

  • во-первых, это рыночная конкуренция с целью получения лучших поставщиков и лучшего сырья по приемлемой цене,
  • во-вторых, это борьба на рынке в области сбытовой политики,
  • в-третьих, это борьба среди потенциальных покупателей на рынке.

В зависимости от следования правилам равновесия на рынке конкуренция бывает:

  • совершенная конкуренция — базируется на следовании правилам равновесия на рынке: возможность выбирать «кому продавать и у кого покупать», возможность следовать свободной торговле без ограничений, однородность производимых товаров и услуг и наличие достаточно актуальной информации о продукции,
  • несовершенная конкуренция — основывается на пренебрежении предпосылками «конкурентного равновесия» и характеризуется неполной самостоятельностью производственных предприятий, дифференциацией производимой продукции (по различным отраслям экономики) и контролем за сегментами рынка.

В зависимости от спроса, предложения и их соотношения конкуренция бывает:

  • чистая — характеризуется большим числом продавцов и покупателей, абсолютно не влияющих на рыночные цены, взаимозаменяемой продукцией (большим количеством товаров-заменителей) и отсутствием силы рынка,
  • олигополистическая — относится к несовершенной конкуренции и характеризуется малым числом конкурентов, большой силой рынка, схожестью произведенных товаров/услуг и при этом присутствует одновременная ограниченность их количества,
  • монополистическая — относится к несовершенной конкуренции и характеризуется большим числом конкурентов, уравновешенностью конкурентных сил, дифференциированностью (отличительными качествами) товаров/услуг – их ценой, качеством, ассортиментом, силой торговой марки и т.д..

Следует учитывать, что на рынке, в принципе, не может существовать в совершенной конкуренции. В некоторых областях рыночная конкуренция может быть затруднена в связи со следующими факторами:

  • постоянные издержки в некоторых отраслях так высоки, что сэкономить на производстве (например, с помощью уменьшения затрат с одновременным увеличением производства) возможно только при условии, когда производитель работает в большом масштабе и занимает приличную долю на рынке,
  • активы, вложенные в основные средства производства – такие активы не могут быть переориентированы на другие производства и другой тип производимой продукции,
  • чрезмерные (даже избыточные) производственные мощности для максимального удовлетворения потребностей на товары/услуги.

Вышеперечисленные факторы являются предпосылками для образования монополий.

Монополию в зависимости от представленной ситуации можно интерпретировать как:

а) субъект хозяйственной деятельности, обладающий существенными преимуществами перед конкурентами,

б) состояние рынка, где лидирующую позицию (значительную долю рынка) занимает один производитель,

в) тип отношений в экономике, при котором у субъектов рынка появляется возможность «навязывать» свое мнение остальным участником рынка.

  • Естественная монополия (устойчивая монополия) – отрасль, в которой валовые затраты на производство товаров и услуг ниже, когда всю продукцию производит исключительно один товаропроизводитель, либо это отрасль, где осталась всего одна фирма вследствие конкуренции. А остальные предприятия не представляют собой никаких серьезных угроз для фирмы-монополии.
  • Искусственная – создается с определенной целью, все объекты отношений экономики оказываются в руках одного человека/предприятия.
  • Новаторская – возникает вследствие представления какой-либо компанией на рынок «новаторского», уникального товара, который конкурирующим компаниям довольно сложно повторить.

В зависимости от распределения капитала конкуренция бывает:

  • Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке между предприятиями одной отрасли с целью сотрудничества с лучшими поставщиками, закупки сырья по лучшей цене и менее затратного производства, а также сбытовая политика. Конечная цель внутриотраслевой конкуренции – получение прибыли и сверхприбыли.
  • Межотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке среди предприятий разных отраслей за получение возможности наиболее выгодного вложения капитала и его распределения. Конечная цель межотраслевой конкуренции – максимизация прибыли и рациональное ее перераспределение.

В зависимости от потребности, заложенной в основе самого товара или услуги, конкуренция бывает:

  • Горизонтальная конкуренция — это разновидность внутриотраслевой конкуренции, возникает между предприятиями, производящими одинаковый товар.
  • Вертикальная конкуренция — возникает среди фирм-производителей различных товаров, которые потенциальный потребитель может выбрать для удовлетворения одной и той же потребности.

В зависимости от соотношения предложения и спроса на определённый товар/услугу конкуренция бывает:

  • конкуренция продавцов (довольно высокая конкуренция в наши дни) — возникает среди предприятий, производящих определенную продукцию с целью завоевать больший сегмент потребителей и максимизировать прибыль,
  • конкуренция покупателей — возникает среди потенциальных покупателей, стремящихся приобрести определенный товар/услугу по более выгодной цене.

При изменении степени конкуренции продавцов обратно пропорционально меняется и степень конкуренции покупателей. Эти степени образуют период равновесия спроса и предложения. Вследствие увеличения данного периода цена будет определяться в большей степени затратами (издержками) производства.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию