Концессия это

Значение слова Концессия по Ефремовой:

Концессия — 1. Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, монополией, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенных условиях предприятий, земельных угодий с правом строительства сооружений, добычи полезных ископаемых и т.п.

2. Предприятие, организованное на основе такого договора.

Значение слова Концессия по Ожегову:

Концессия — Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств и других хозяй ственных объектов Концессия Предприятие, работающее по такому договору

Концессия в Энциклопедическом словаре:

Концессия — (от лат. concessio — разрешение — уступка), договор о передаче вэксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу наопределенный срок природных ресурсов, предприятий и других хозяйственныхобъектов, принадлежащих государству.

Значение слова Концессия по Бизнес словарю:

Концессия — англ. concession

Значение слова Концессия по Финансовому словарю:

Концессия — договор на временную сдачу в эксплуатацию иностранному го-сударству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных, согласованных сторонами условиях предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях развития или восстанов ления национальной экономики и освоения природных богатств.

Значение слова Концессия по словарю Ушакова:

концессии, ж. (латин. concessio). Предоставление правительством права организации промышленного предприятия частным лицам (в СССР — иностранным капиталистам). Отдать рудники на концессию. || Само предприятие, возникшее таким образом. Иностранные концессии в Китае.

Значение слова Концессия по словарю Даля:

Значение слова Концессия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Концессия — в полицейско-правовом смысле есть дозволение компетентной власти на устройство такого промышленного предприятия, которое, по закону, требует предварительного разрешения правительства. Современное государство считает своей обязанностью охранять население от опасности для жизни и здоровья и даже от неудобств, которые может причинить соседство некоторых промышленных учреждений. До начала нынешнего века в Европе господствовал принцип репрессии, в силу которого за полицией признавалось право закрывать предприятия вредные или опасные. Такой порядок предоставлял большой простор полицейскому произволу, не охраняя в достаточной мере население, он ставил предпринимателей в полную зависимость от полиции, которая применяла репрессию к различным предпринимателям далеко не в одинаковой степени. Эпохой в этой области законодательства послужил D écret relatif aux manufactures et ateliers qui ré pandent une odeur insalubre ou incommode, 15 окт. 1810 г., основной принцип которого — требование предварительного разрешения для известного рода предприятий — был впоследствии усвоен всеми государствами континентальной Европы. В Англии концессионный порядок введен лишь в 1875 г. (Explosives Act), и только для заводов, изготавливающих порох и другие взрывчатые вещества. Образцом действующих в Зап. Европе законоположений о К., в общем между собой сходных, могут считаться постановления германского устава о промышленных и ремесленных предприятиях (Gewerbeordnung), по которому занятие промыслами признается вообще свободным, исключая тех, относительно которых в самом законе существуют ограничения, необходимо лишь заявить в установленные учреждения об открытии предприятия (порядок явочный). Особенное разрешение правительства или К. требуется для таких предприятий, которые, по условиям места и свойству производимых ими работ, могут угрожать опасностью или быть обременительными для владельцев соседних недвижимостей, живущих там лиц и вообще для публики. Ходатайствовать о выдаче К. должны также лица, желающие открыть частный театр, больницу, гостиницу, ссудную кассу, питейное заведение и т. п. Правительственное установление публикует представленный ему проект и предлагает лицам, имеющим какие-нибудь возражения против выдачи К., представить их в известный срок. Если возражения заявлены, они обсуждаются вместе с ходатайством просителя. На решение низшей инстанции можно принести жалобу в высшую. Более подробная регламентация порядка выдачи К. предоставлена законодательствам союзных государств, имперский закон требует лишь, чтобы одна из инстанций была непременно коллегиальной и чтобы разбирательство производилось гласно и устно. См. "Handw ö rterbuch der Staatswissencshaften" Конрада, т. III — "Gewerbe", Schoenberg, "Handbuch d. pol. Oekonomie", т. II — "Gewerbe" и т. III, стр. 124. Русский устав о промышленности (Св. Зак. т. XI ч. 2) не знает термина К., но концессионный порядок применяется в России строже, чем на Западе. У нас предварительное разрешение правительственной или общественной власти на открытие фабрики, завода или мануфактуры всегда необходимо. Другим отличием русского законодательства о К. от западноевропейских служит отсутствие особого разбирательства при выдаче К. (Konzessions-verfahren). Разрешение дается губернским начальством. Там, где действует городовое положение, разрешение устраивать в городских поселениях заведения, допускаемые по своей безвредности повсеместно, предоставляется городским управам. В столицах и губерниях столичных разрешение дается министром финансов, с которым должны входить в сношение спб. градоначальник и московский генерал-губернатор. На устройство пороховых заводов разрешение дается министром финансов, по соглашению с министрами внутренних дел и военным (ср. Взрывчатые вещества). См. Антонович, "Курс государственного благоустройства". О концессиях железнодорожных — см. Железные дороги. Железнодорожная К. — отнюдь не договор, хотя ее часто так определяют ввиду включения в нее пунктов, устанавливающих отношения концессионера к казне. Государству принадлежит верховное право (Wegehoheitsrecht) над жел. дорогами, как и над всеми другими публичными путями сообщения. В силу этого права государство и выдает К. С точки зрения выгод, предоставляемых предпринимателю, К. есть привилегия, даруемая государственной властью, а весьма часто — монополия, ввиду фактической невозможности проведения еще одной железной дороги между пунктами, уже соединенными рельсовым путем. Если принять во внимание публично-правовой характер прав и обязанностей, вытекающих из К., то она является "действием управления" (Verwaltungsact) или правительственным распоряжением. Отсюда не следует, чтобы на почве К. не могли возникать претензии частноправового характера, разрешаемые судебными местами. Немецкие юристы проводят параллель между отношениями концессионера к государству и отношениями, возникающими из государственной службы. Назначение на службу есть акт управления, отношения, вытекающие из этого факта, определяются вообще публично-правовыми нормами — но те из них, которые имеют имущественный характер, могут служить основанием для исков. См. Endemann, "Das Recht der Eisenbahnen", Eger, "Handbuch des preussisch e n Eisenbahnrechts" (здесь и обширная литература по вопросу о жел. дор. К.). М. Т.

Определение слова «Концессия» по БСЭ:

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка)

договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В капиталистических странах концессионерами преимущественно являются крупные монополии, использующие К. для получения монопольно высоких прибылей. В эпоху империализма широкое развитие получили международные К., используемые империалистическими державами для обеспечения себя сырьевыми ресурсами и для сохранения экономического влияния в развивающихся странах. Примером таких К. являются нефтяная К. империалистических монополий в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Отличительная черта этих К., особенно тех из них, которые были получены до 2-й мировой войны 1939-45 или в первые послевоенные годы, — огромные размеры охватываемых ими площадей и длительные сроки. Так, К. на Бахрейне, в Договорном Омане, Катаре, Кувейте, Маскате и Омане распространяются на всю территорию страны. Компания

«Бахрейн петролеум компани» получила К. на 91 год, «Кувейт ойл компани» — на 92 года. Концессионные договоры предоставляли иностранным монополиям исключительное право на добычу, переработку и сбыт нефти, гарантировали им создание средств связи, строительство нефтепроводов, портов и др. необходимых для деятельности концессионеров сооружений.

В 1-й половине 50-х гг. 20 в. под влиянием роста и укрепления мировой системы социализма, а также подъёма национально-освободительного движения империалисты вынуждены были пойти на увеличение концессионных платежей ряду стран Ближнего Востока и Северной Африки. Вместо заранее определённых платежей был установлен принцип т. н. равного раздела прибылей (50 : 50%), однако колониальная сущность действующих концессионных договоров осталась неизменной. Поскольку для многих стран Ближнего Востока и Северной Африки поступления от экспорта нефти являются основным источником доходов, они стали объединять усилия в борьбе за более выгодные условия сдачи К. В 1960 для выработки единой политики в отношении изменения неравноправных условий концессионных соглашений, повышения доходов от нефти, развития национального нефтяного хозяйства и т. д. была создана организация стран-экспортёров нефти (ОСЕН). ОСЕН провела наступление на позиции нефтяных монополий и добилась значительного успеха. В настоящее время (1973) ОСЕН решает вопросы, ещё недавно находившиеся исключительно в компетенции иностранных монополий, в частности о ценах, распределении прибылей от добычи сырой нефти между нефтедобывающими странами и монополиями и т. д.

Принципиально иной экономический и политический характер имели К., существовавшие в СССР в переходный период от капитализма к социализму. Декретом от 23 ноября 1920 было разрешено заключать К. с целью привлечения иностранного капитала в такие отрасли и районы, развить которые в те годы Советское государство не могло. В. И. Ленин так характеризовал цели К.:

«Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов. но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т. е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и незанятых»

(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 190). В условиях диктатуры пролетариата К. использовались лишь в той мере, в какой они могли быть полезными для развития народного хозяйства и ни в коей мере не затрагивали экономической независимости СССР. К. в СССР играли вспомогательную роль в хозяйственном строительстве, они не получили широкого развития, и уже к 1937 все концессионные договоры по согласованию с концессионерами были аннулированы.

Лит.: Ленин В. И., Заключительное слово по докладу о концессиях, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, его же, там же, с. 118-124, 126-27, его ж е. Доклад о концессиях, там же, т. 43, его же, Русской колонии в Северной Америке, там же, т. 45, его же, [Письмо] А. П. Серебровскому, там же, т. 52, его же, Телеграмма краевому экономическому совещанию Юго-Востока, там же, т. 54, его же, [Письмо] Арманду Хаммеру, там же, т. 54, его же, [Письмо] И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б), там же, т. 54, Андреасян Р. Н., Эльянов А. Я., Ближний Восток, нефть и независимость, М., 1961, Левин А. Я., Социально-экономические уклады в СССР в период перехода от капитализма к социализму, М., 1967, Mikdashi Z., A financial analysis of Middle Eastern oil concessions 1905-1965, N. Y., [1966].

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию