Капитализация фирмы

38. Капитализация совокупного и собственного капиталов фирмы. Факторы, влияющие на капитализацию фирмы. Виды рыночных мультипликаторов и их роль в стратегическом анализе фирмы.

Рыночная капитализация — это совокупная оценка экономической ценности всех акций компании, допущенных к официальной торговле на фондовой бирже. Формально ее можно представить как стоимостную оценку трех компонентов:

чистых активов фирмы, остающихся в распоряжении ее собственников после удовлетворения требований третьих лиц, причем оценка делается исходя из цен возможной реализации активов фирмы по отдельности,

гудвилла фирмы как совокупности нематериальных внутрифирменных факторов, обеспечивающих фирме дополнительные конкурентные преимущества,

ожиданий рынка в отношении перспективности данной фирмы в основе первого компонента активы фирмы,

второй компонент можно трактовать как присущую фирме управлепческо-технологическую культуру в плане ведения бизнеса, наработанную с годами, ее связи, репутацию,

в основе третьего компонента относительно устойчивые или ажиотажные ожидания инвесторов в отношении инвестиционной и спекулятивной привлекательности ценных бумаг фирмы как товара на фондовом рынке.

Наибольший вклад в варьирование рыночной капитализации фирмы вносит именно последний компонент, причем примеры американского фондового рынка показывают, что в течение достаточно коротких промежутков времени рыночная капитализация может меняться в разы. Строгое разделение выделенных трех компонентов практически невозможно, любое решение по подобному разделению исключительно субъективно, а потому рыночная капитализация конкретной фирмы оценивается фондовым рынком как средняя из оценок теоретической стоимости ее акций, складывающихся на этом рынке и основывающихся на ожиданиях участников рынка в отношении потенциальных возможностей фирмы. В финансовом менеджменте наиболее распространенными операциями капитализации доходов являются:

капитализация чистой прибыли (направление определенной ее части на производственное развитие),

капитализация чистого денежного потока от инвестиций (его направление на реинвестирование),

капитализация суммы депозитного процента (его направление на прирост депозитного вклада),

капитализация дивидендов (путем осуществления дивидендных выплат в форме новых акций) и другие.

Для оценки уровня капитализации дохода используется «коэффициент капитализации», который рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент капитализации = Сумма полученного дохода, направляемого на его капитализацию / Общая сумма полученного дохода (в любой форме)

Рыночный мультипликатор – это показатель в инвестиционном анализе, который позволяет оценивать адекватность оценки акций компании, учитывая ее финансовое состояние. Рыночный мультипликатор представляет собой соотношение рыночной стоимости компании к выбранному финансовому показателю (чистому доходу, продажам, балансовой стоимости активов и т. д.). Таким образом, можно сравнивать компании вне зависимости от их размера, отрасли или географического положения. Из определения рыночного мультипликатора следует, что рыночную стоимость компании можно получить, умножив мультипликатор на соответствующий финансовый показатель.

ОСНОВНЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ Мультипликатор Рыночная стоимость Финансовый показатель P/E Акционерный капитал (Цена акции) Чистая прибыль на акцию P/S Акционерный капитал (Цена акции) Продажи компании на акцию P/BV Акционерный капитал (Цена акции) Балансовая стоимость активов на акцию EV/S Стоимость бизнеса Продажи компании EV/EBITDA Стоимость бизнеса Операционная прибыль без учѐта амортизации

EV (Enterprise Value) – это стоимость компании как бизнеса. EV рассчитывается на основе рыночной капитализации и финансовых показателей компании, или же определяется с помощью Доходного подхода (метод DCF). Рыночная капитализация (Цена акций * Кол-во акций) (+) Суммарный долг компании (банк. кредиты и фин. лизинг) (+) Доля миноритарных акционеров (-) Денежные средства и их эквиваленты (=) Стоимость бизнеса (EV)

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ Возможно определение рыночной стоимости компании, которая не котируется на бирже, с применением рыночных мультипликаторов компаний-аналогов.

Критерии подбора аналогов:

 Отрасль функционирования компании

 Сопоставимый объем продаж

 Географическое расположение (Развивающиеся страны)

 Сходный ассортимент продукции/услуг При тщательном подборе аналогов разброс рыночных мультипликаторов должен быть минимальным (при условии близкого географического расположения).

 Для расчѐта мультипликатора финансовые показатели компании и цена акции должны быть приведены к одной валюте.

 Желательно использовать финансовые показатели за период, максимально близкий к дате оценки (аналогично, цена акций на дату оценки).

 Значение мультипликатора может быть негативным из-за убытков,

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию