Инфляционная спираль

Инфляционная спираль

Инфляционная спираль возникает в результате сочетания непредви­денной инфляции спроса и инфляции издержек.

Механизм инфляционной спирали следующий:

если центральный банк неожиданно увеличивает предложение денег, это ведет к росту совокупного спроса и, следователь­но, порождая инфляцию спроса, обусловливает рост уровня цен (напри­мер, от Р1 до Р2).

Поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (W1 / P2 < W1 / P1). Рабочие тре­буют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уров­ня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сокращению совокупного предложения, порождая инфляцию издержек, в результате которой уровень цен растет еще больше (например, до Р3). Ре­альные доходы снова снижаются (W2 / P3 < W2 / P2). Рабочие снова требуют повышения номинальной заработной платы. Ее рост они обычно понача­лу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличи­вают потребительские расходы, провоцируя инфляцию спроса, которая сочетается с инфляцией издержек из-за повышения номинальной зара­ботной платы. Это обусловливает еще больший рост уровня цен. Падение реальных доходов опять приводит к требованиям о повышении заработной платы, и все повторяется снова.

Движение идет по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому уровню инфляции. Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата — цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы служит основой для дальнейшего повышения уровня цен.

Издержки инфляции

Инфляция, независимо от того, ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Их величина определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше. К издержкам инфляции относятся следующие:

Издержки «стоптанных башмаков» (shoe leather costs) — это трансакционные издержки инфляции.

Трансакционные издержки (transaction costs) — это издержки по совершению сделки (transaction). В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стремясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход.

При росте уровня цен, чтобы снять деньги со счета, человек должен чаще ходить в банк, тратиться на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тереть время на стояние в очереди и т.п. Чтобы продать ценные бумаги — акции и облигации — и получить наличные деньги, человек также должен по­тратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить е му комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками — издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные транс­акции и поэтому тем выше издержки «стоптанных башмаков».

Издержки «меню» (menu costs) — издержки, которые несут фирмы-про­давцы.

При изменении цен они должны: во-первых, часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что связано с по­лиграфическими затратами, во-вторых, нести почтовые издержки по их рас­пространению и рекламе новых цен, в-третьих, нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличива­ет эти издержки.

Издержки на микроэкономическом уровне — издержки, связанные с изме­нением относительных цен и снижением эффективности в результате ухуд­шения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources).

Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки издержки «меню»), а с другой стороны, из-за боязни отпуг­нуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов, фирмы стара­ются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают как по отношению к ценам тех това­ров, на которые фирмы быстро меняют цены, так и по отношению к обще­му уровню цен. Экономические решения основываются на относительных ценах, однако в период инфляции изменение относительных цен не отра­жает действительного различия в эффективности производства разных ви­дов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. В результате ресурсы направляются не в более эффективные отрас­ли и виды производств, а в те отрасли, где фирмы быстро повышают цены на свои товары, и в те виды производств, которые производят более дорогосто­ящие товары.

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию