Индекс потребительского доверия (iii квартал 2017 года)

Индекс потребительского доверия (iii квартал 2017 года)

В 3-м квартале 2017 года настроение глобальных потребителей росло не так стремительно, как во 2-м: индекс потребительского доверия вырос на 1 пункт и установился на уровне 105 пунктов, что говорит о преобладании позитивных настроений.

Индекс потребительского доверия Nielsen складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.

Рост индекса по сравнению со 2-м кварталом 2017 года был отмечен во всех регионах, где проводилось исследование — например, в Латинской Америке (+3 п. до 88), в Юго-Восточной Азии (+3 п. до 120), в регионе Северной Америки (+2 п. до 119), в Европе (+2 п. до 87).

В России укрепил позиции предыдущего квартала, оставшись на уровне 70 пунктов. После падения до исторического минимума в 1-м квартале 2016 года до 63 пунктов это наиболее высокий показатель Индекса. В Украине индекс показал незначительный рост (+1 п.п., 68 пунктов). В Казахстане индекс также вырос, но не так стремительно — + 4 п.п. ко 2-му кварталу 2017 года (83 пункта).

Глобальный индекс потребительского доверия вырос за счет улучшения показателей по всем трем индикаторам. В 3-м квартале 2017 года на 2 процентных пункта стало больше оптимистично настроенных в отношении перспектив на рынке труда: с 53% до 55%, 62% потребителей в мире оценивали свое финансовое положение как «хорошее» или «отличное», во 2-м квартале таковых было 61%. Готовность тратить деньги также немного возросла: с 47% во 2-м до 48% в 3-м квартале 2017 года.

Индекс потребительского доверия Nielsen в Беларуси в третьем квартале 2017 года показал существенный рост и составил 63 пункта, в то время как во втором квартале он установился на уровне 53. При этом Беларусь переместилась со второго на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

Значительный рост индекса потребительского доверия в 3-м квартале 2017 года — явление, которое может быть вызвано стечением нескольких обстоятельств. Так, номинальная заработная плата в 3 кв. по отношению ко 2 кв. 2017 года выросла на 11,9%, при этом впервые за долгое время в 3-м квартале зафиксирована дефляция. В сочетании с небольшим снижением обменных курсов на протяжении рассматриваемого периода это могло повлиять на "возрождение из пепла" оптимистичного настроения белорусов.

Однако такая "потребительская уверенность" достаточно нестабильна и может снова пошатнуться в условиях новых потрясений — например, очередной индексации стоимости ЖКУ.

Основным источником беспокойств для белорусов стал рост цен на коммунальные платежи (29%). На второе место вышла озабоченность здоровьем (25%). По поводу национальной экономики волновались 24% потребителей, 23% переживали из-за сохранности рабочих мест. В Европе* расстановка главных опасений населения осталась неизменной по сравнению со вторым кварталом: на первом месте стоит ситуация в экономике, на втором — здоровье, затем – работа и баланс между работой и личной жизнью.

На 3 п.п. уменьшилось число белорусов, которые считают, что экономика страны переживает кризис – их доля составила 89%. При этом возросло число белорусов, считающих, что их личное финансовое состояние улучшится в ближайшие 12 месяцев.

По сравнению с таким же периодом год назад, в 3-м квартале 2017 белорусы по-прежнему экономят на развлечениях вне дома (51%) и новой одежде (49%). Всё больше людей продолжает переключаться на более дешевые бренды (50%, + 3 п.п. ко второму кварталу), сокращает расходы на обновление гаджетов (49%) и праздники/короткие паузы (41%).

В случае если ситуация в экономике улучшится, большинство белорусов продолжит экономить за счет газа и электричества (28%), увеличится число потребителей, сокращающих расходы на потребление еды на вынос (17%, +4 п.п. ко второму кварталу) и затраты на праздники/короткие отпуска (15%, +4 п.п.).

*Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось в мае 2017 года. Всего было опрошено более 30 тысяч онлайн-потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Инт

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию