Ханг

Ханг-лексикон

Второе поколение (новое поколение)

Собирательное название хангханг, изготовленных в 2006 и 2007 годах. Основано на заявлении создателей Ханга, объявивших весной 2006 года эволюцию хангханг в поколение, обозначенное ими как новое. Инструменты этого поколения покрыты прокалённой латунью, а также имеют дополнительное латунное кольцо вокруг шва, соединяющего верхнюю и нижнюю половины. Кроме того, создатели Ханга изменили подход к звуковым моделям второго поколения. Большинство новых хангханг относятся к низкому голосу, т.е. имеют семь нот в тональном круге. Также в моделях 2007 года тональные поля повёрнуты на угол в 45° к радиусу Ханга. Преемником второго поколения является Интегральный Ханг. Подробнее… /

Высокий голос

Круглое резонансное отверстие напротив Динга. Расположено в середине нижней половины Ханга, часто называемой «cторона Гу». Отверстие Гу вместе с воздушным объёмом внутри корпуса Ханга ведёт себя как резонатор Гельмгольца. Резонанс вызывается ударами по Дингу или хлопками по отверстию Гу плоскостью ладони.

У хангханг первого поколения край и внутренняя поверхности «шеи» Гу отполирована, тогда как у второго поколения — нет. У интегрального Ханга сторона Гу имеет более сдавленную, овальную в сечении, форму. С 2007 года край отверстия Гу (кольцо Гу) специально настраивается на две близких ноты, Фа/F5 и Фа-диез/F#5 второй октавы. Это открывает новые возможности совместной игры, делая звучание ноты вибрирующим. /

Эта версия Ханга имеет второе отверстие, называемое Ду, в верхней части стороны Гу, на отдалении от центра. При использовании обоих отверстий звучание Ханга становится похожим на звук африканской перкуссии Уду. Если Ду не используется, оно может быть прикрыто входящим в комплект гибким магнитным диском. Гуду Ханг версии были доступны для моделей 2004-2007 годов. /

Небольшой купол, расположенный в центре вершины Ханга, являющийся самой низкой нотой инструмента. Её звучание обусловлено резонансом Гельмгольца воздуха внутри Ханга. Ноту извлекают ударом как по собственно куполу, так и по плоской зоне вокруг него. Верхнюю половину Ханга часто называют «сторона Динг».

У хангханг первого поколения высота Динга находится между Ми-бемоль/Eb3 и Си-бемоль/Bb3 малой октавы (у ранних моделей обычно Ля/A3 и Соль/G3, у низкого Ханга 2005 года — в основном Фа/F3). Благодаря возраставшему опыту создатели Ханга становились способны делать высоту Динга всё ниже и ниже. Так, почти у всех хангханг второго поколения Динг настроен на Ре малой октавы/D3. Кроме того, у хангханг первого поколения Динг отполирован до блеска, тогда как у второго поколения его поверхность покрыта прокалённой латунью.

Несмотря на то, что Динг Интегрального Ханга 2008 года настроен на Ре малой октавы/D3, как и у моделей 2006 и 2007 годов, у него есть несколько существенных отличий. В первую очередь, это кольцеобразная выемка, создающая «купол внутри купола». Также Динг покрыт большим количеством прокалённой латуни и отлакирован для создания более жёсткой поверхности, чем у предыдущих моделей. Кроме того, плоское тональное поле вокруг Динга более не имеет явной границы, оно плавно переходит в промежуточное изогнутое «плечо» Ханга. /

Предлагаемый компанией PANArt небольшой раструб, выточенный из грушевого дерева. Его можно поместить в отверстие Гу хангханг первого или второго поколений для ослабления резонанса Гельмгольца впятеро путём сужения и удлинения «шеи» Гу. /

Защита от коррозии

При создании Ханга путём азотирования создаётся тончайшее покрытие, предотвращающее окисление (ржавление) стали. На завершающем шаге на Ханг наносят тканью тонкий слой олифы Biofa. /

Звуковые модели

Поскольку число тональных полей было ограничено, создатели Ханга чувствовали потребность покинуть рамки традиционной хроматической гаммы стальных тарелок. Основой для разработки звучания хангханг стало множество музыкальных звукорядов различных культур и этническое музыковедение. Так как музыкальные возможности хангханг основаны не только на звукоряде, для их обозначения создатели Ханга выбрали термин «звуковая модель». Звуковая модель определяется частотой Динга, количеством тональных полей в тональном круге и собственно звукорядом.

За первые несколько лет было представлено 30 различных звуковых моделей. Тональный круг каждой содержал 8 нот. Звуковых моделей с Дингом, настроенным на Ля/A3 и Соль/G3 малой октавы было по 14, а ещё у двух был Динг ноты Фа/F3. В 2004 году часть прежних звуковых моделей была изменена, Динг некоторых был сдвинут к более низким тонам. А всего их предлагалось уже 45 (13 имели Динг ноты Ля/A3, 19 — Соль/G3, 12 — Фа/F3 и 1 — Си-бемоль/Bb3 малой октавы).

В 2005 году звуковые модели, предлагавшиеся для низкого Ханга, были полностью изменены. Количество их составляло 14, а Динг был настроен на Фа/F3 малой октавы, как у низкого голоса, с семью нотами в тонального круге, так и у высокого голоса, с восемью. Также оставались доступными более старшие модели и модели под заказ.

В 2006 году создатели Ханга избрали совсем другой концептуальный подход ко второму поколению хангханг. Он основывался на использовании управляемого ногами или руками резонанса Гельмгольца корпуса Ханга с отверстием Гу, настроенным на Ре/D2 большой октавы. Динг был настроен на Ре/D3 малой октавы. Самой низкой нотой тонального круга являлась Ля/A3 малой октавы, также в нём присутствовали Ре/D4 и Ля/A4 первой октавы, и практически всё второе поколение было таким. Остальные ноты настраивались для каждого инструмента индивидуально, в соответствии с музыкальными предпочтениями заказчика. Модели второго поколения преимущественно изготавливались с семью нотами в тональном круге.

По прошествии времени компания PANArt пришла к выводу, что определённые звуковые модели имеют наилучший резонанс, поэтому уменьшение их числа было продолжено в 2007 году. Интегральный Ханг 2008 года имеет всего одну звуковую модель и один набор нот: настроенный на Ре/D3 малой октавы Динг и семь окружающих его в тональном круге нот, Ля/A3 и Си-бемоль/Bb3 малой октавы, а также До/C4, Ре/D4, Ми/E4, Фа/F4 и Ля/A4 первой октавы. Другие звуковые модели этого Ханга пока не создавались. Подробнее… /

Интегральный Ханг

В феврале 2008 компания PANArt объявила о дальнейшем развитии их инструмента, представив Интегральный Ханг. Поверхность нового Ханга темнее и жёстче, чем у хангханг второго поколения. Претерпела изменения и конструкция Динга. Форма верхней половины Интегрального Ханга в целом схожа с формой модели 2007 года, тогда как нижняя половина с отверстием Гу слегка сдавлена к овалу в сечении. Также от хангханг 2007 года унаследованы диагональное расположение тональных полей в тональном круге и латунное кольцо вокруг шва, соединяющего верхнюю и нижнюю половины Ханга.

Интегральный Ханг кажется логичным результатом многолетних попыток Создателей Ханга найти наилучшее сочетание тональных полей и качества звука в целом и, как следствие, уменьшить количество звуковых моделей. У Интегрального Ханга такая звуковая модель всего одна: настроенный на Ре/D3 малой октавы Динг и семь окружающих его в тональном круге нот, Ля/A3 и Си-бемоль/Bb3 малой октавы, а также До/C4, Ре/D4, Ми/E4, Фа/F4 и Ля/A4 первой октавы. Другие звуковые модели этого Ханга пока не создавались. /

У Ханга второго поколения и Интегрального Ханга есть латунное покрытие. Оно наносится латунной щёткой и вживляется во внешнюю поверхность Ханга прокаливанием в печи. Другая отличительная особенность хангханг 2006 года и моложе — дополнительное латунное кольцо вокруг шва, соединяющего верхнюю и нижнюю половины. /

Термин «настройка» имеет несколько значений в контексте как стальных тарелок, так и Ханга. Он может означать настройку расстроившегося инструмента или его отдельного тонального поля. Однако, чаще термин относится ко всему процессу формирования нот молоточками при создании инструмента. Подробная информация о настройке Ханга изложена Феликсом Ронером и Сабиной Шерер в материале «История, разработка и настройка Ханга». /

Низкий голос

В первые четыре года компания PANArt предлагала звуковые модели хангханг с восемью нотами в тональном круге. В 2005 году были представлены звуковые модели со всего лишь семью нотами. Восьминотные звуковые модели были названы высоким голосом, а семинотные — низким голосом. У второго поколения хангханг 2006 и 2007 годов был преимущественно низкий голос. Интегральный Ханг 2008 года имеет только низкий голос. /

Низкий Ханг

У каждого тонального поля и Динга помимо основной частоты есть первый и второй обертоны: октава и дуодецима (квинта через октаву).

В отличие от нот стальных тарелок, имевших только октавы, тональные поля Ханга имеют ещё и явно выраженные дуодецимы. Октавы извлекаются ударами по коротким сторонам тональных полей, тогда как дуодецимы — ударами по их длинным сторонам. Обертоны не только звучат как части извлекаемых в конкретный момент нот, но и соединяются в многочисленные формы их музыкального взаимодействия. Подробнее… /

Первое поколение

Собирательное название хангханг, изготовленных преимущественно до конца 2005 года. Основано на заявлении создателей Ханга, объявивших весной 2006 года эволюцию хангханг в поколение, обозначенное ими как новое. Подробнее… /

Каждый Ханг первого поколения имеет наклейку с записанным от руки серийным номером, названием звуковой модели и подписью одного из создателей. У инструментов второго поколения подпись выгравирована внизу Ханга («Rohner Schärer» или «Schärer Rohner»). У Интегрального Ханга вместе с подписью обозначены дата изготовления и серийный номер. Форма подписи немного изменена («Sabina Schärer» и «F. Rohner»). /

После настройки Ханг способен уверенно сохранять звучание своих нот и не требует регулярной подстройки в дальнейшем. Второе поколение и Интегральный Ханг сохраняют настройку ещё лучше, чем более старшие хангханг. Если Ханг уронить на землю или сильно ударить, умышленно или ненароком, тональные поля могут потерять настройку. Восстановление возможно, если только повреждения не слишком велики. Во время настройки возвращение к правильным частотам производится не только для основных тонов, но и для обертонов пострадавших нот. Расстроенный Ханг следует принести в Хангбаухаус или отослать в компанию PANArt по почте. Ноты восстанавливаются ударами маленького молоточка по внешней и, через отверстие Гу, по внутренней стороне корпуса. Ни в коем случае Ханг не разбирается пополам. /

В 2001 году компания PANArt создала международную торговую сеть, которая к 2005 году включала в себя несколько магазинов в Швейцарии и по одному в Австралии, Австрии, Англии, Германии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Нидерландах, США, Франции, Швеции и Японии. Из-за того, что сеть в итоге перестала справляться с удовлетворением возросшего числа заказов, PANArt прекратила продажи через неё в начале 2006 года. С тех пор хангханг доступны для заказа только непосредственно в компании, в Берне.

В 2006 и 2007 годах заказчикам требовалась договорённость о встрече в Хангбаухаусе, чтобы купить Ханг. В феврале 2008, после объявления о выпуске единственной модели Интегрального Ханга, доставка снова стала возможной. Несмотря на это, всё ещё необходимо предварительно написать в PANArt и ожидать возможность приобретения Ханга зачастую весьма длительный срок, если потребность в нём сохраняется. Подробнее… /

Резонанс Гельмгольца

Феномен акустического резонанса в полости. Примером такого резонанса является звук, создаваемый потоком воздуха, проходящим через вершину пустой бутылки. Корпус Ханга с отверстием Гу также образует резонатор Гельмгольца. Частота колебаний воздуха в этой системе зависит как от объёма Ханга, так и от диаметра и длины «шеи» Гу. Ничем не прикрытое Гу звучит как Фа/F2 большой октавы, если Динг настроен на Фа/F3 малой октавы. В итоге весь Ханг имеет глубокий резонанс основного тона и сильный резонанс обертонов.

Но даже если Динг ниже Фа/F3 малой октавы, басовая нота Гу может быть вовлечена в резонанс с ним. Держа Ханг горизонтально на коленях, можно настраивать бас, уменьшая угол между ногами до тех пор, пока Гу не станет ровно на октаву ниже Динга. Удерживая Ханг в вертикальном положении, можно достичь резонанса, слегка прикрыв Гу рукой. Резонанс Гельмгольца вызывается ударами по Дингу, хлопками по Гу плоскостью ладони или ударом по «плечу» Ханга, находящимся между тональными полями Динга и тонального круга. /

Серийный номер

У каждого Ханга есть свой серийный номер. У первого поколения хангханг внутрь корпуса помещён небольшой кусочек белой бумаги, который можно разглядеть через Гу. На бумаге записано название звуковой модели Ханга, а также стоит подпись Сабины Шерер или Феликса Ронера. Количество номеров приближается к 4300.

У второго поколения хангханг серийный номер выгравирован на внутреннем крае отверстия стороны Гу. Номерам предшествует приставка «N.», а их количество достигает 826, считая от единицы. У Интегрального Ханга вся информация сдвинута к внешнему краю стороны Гу. Информация включает в себя товарный знак компании, подписи обоих создателей, дату изготовления и номер, вновь берущий отсчёт с первого. Номеру предшествует приставка «H». /

Солнечные лучи

Прямые лучи солнца на безоблачном небе, падая на Ханг, особенно в области Динга, способны быстро нагреть сталь до высоких температур. Это приводит к временной потере настройки Ханга и приглушению его нот. Проблема решается охлаждением Ханга. /

Тональный круг

Расположенный в центре Динг окружает тональное кольцо из восьми (высокий голос) или семи (низкий голос) тональных полей. У моделей первого поколения 2001-2005 годов изготовления и хангханг второго поколения 2006 года тональные поля ориентированы радиально. У моделей 2007 года и младше тональные поля повёрнуты на угол в 45° к радиусу Ханга. Изменённая ориентация улучшает распространение звука и делает его более чистым. Рисунок показывает последовательность нот с самой низкой (№1) до самой высокой (№7 или №8). /

В первую очередь, имя инструмента основано на том факте, что на нём играют руками: «ханг» означает «рука» на Бернском диалекте. Также у имени есть этимологическая связь с предшественником Ханга, Пангом. Семейство Панг — группа инструментов рода стальных тарелок, разработанных и производимых компанией PANArt до изобретения Ханга. Подобно Хангу, Панг изготавливался из подвергшихся глубокой вытяжке и азотированию стальных пластин. Слово Ханг является международным зарегистрированным товарным знаком и собственностью компании PANArt. Это слово запрещено использовать для других музыкальных инструментов, организаций мероприятий, публикаций и др. (см. базу данных CTM-ONLINE, торговый знак №969295 или TESS). /

Это название использовалось в 2002 году североамериканскими поставщиками Ханга при продажах инструмента. Поскольку использование слова «Hang» вместе с другим описательным словом давало существенные преимущества для Интернет-поиска, название широко распространилось по глобальной сети. Из-за того, что оно не описывает точно или полно особенности и звуковые возможности Ханга, создатели Ханга сами никогда не использовали его и попросили не использовать его остальных. /

Деревянный дом на берегу реки Ааре, ранее служивший мастерской для компании PANArt. Сегодня это место вручения уже завершённых хангханг, где все заинтересованные могут спокойно выбрать свой инструмент. /

Хангбаухаус

Так создатели Ханга называют свою мастерскую, расположенную на берегу реки Ааре. Для тех, кому назначена встреча и кто приехал издалека, имеются гостевые комнаты, в которых можно переночевать. /

Это слово используется создателями Ханга как множественное число инструмента: один Ханг, несколько хангханг. /

Этапы развития

Рисунок иллюстрирует этапы развития Ханга с 2000 по 2008 год. Щёлкните по элементу рисунка для более подробной информации. Три этапа представлены в видеоролике. /

PANArt Hangbau AG

Компания, организованная создателями Ханга, Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Первоначально называлась PANArt Steelpan-Manufaktur AG. В конце 2003 года, через несколько лет после сосредоточения на изготовлении и разработке только особых хангханг, компанию переименовали в PANArt Hangbau AG. По данным швейцарского торгового регистра область деятельности предприятия — «разработка, изготовление и продажа музыкальных инструментов, принадлежностей и звуковых форм, а также другая деятельность по развитию новых видов музыки». Термин «AG» (акционерное общество) не означает, что PANArt — большая компания. Мастерская, в которой изготовляют хангханг, состоит только из двух создателей Ханга. /

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию