Бюджетный фонд

4.2. Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

— для составления, утверждения и исполнения бюджета, — контроля за выделением и использованием бюджетных средств, — обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней, — составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

— налоги на прибыль (доход), прирост капитала, — налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, — налоги на совокупный доход, — налоги на имущество, — платежи за пользование природными ресурсами, — налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, — прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

— доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, — доходы от продажи земли и нематериальных активов, — поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, — административные платежи и сборы, — штрафные санкции, возмещение ущерба, — доходы от внешнеэкономической деятельности, — прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

— от нерезидентов, — от бюджетов других уровней, — от государственных внебюджетных фондов, — от государственных организаций, — от наднациональных организаций, — средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды, экологические фонды, Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

— государственное управление и местное самоуправление, — судебная власть, — международная деятельность, — национальная оборона, — правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, — фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, — промышленность, энергетика и строительство, — сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество, участие в миротворческой деятельности, реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ, международные культурные, научные и информационн

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию