16 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

16 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Источником покрытия Д. з. являются отвлечённые из оборота собственные средства.

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

1) анализ текущей дебиторской задолженности предприятияв предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита:

— на первой стадии анализа с целью выделяется чистая реализационная стоимость ДЗ, которая представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов

— на второй оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде

— на третьей определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия

— на четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

— на пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

ЭДЗ=ПДЗ — ТЗДЗ — ФПДЗ,

где, Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями,

Пдз -дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита,

ТЗдз -текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга,

ФПд3 — сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

2) определение политики предоставления кредитаи инкассации для различных групп покупателей и видов продукции:

консервативный типкредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. При этом типе кредитной политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит

умеренный типкредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа

агрессивныйтип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

3) анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты:

— по статусу: потенциальные, действующие, неохваченные, нереализованные, бывшие клиенты. Анализ группы бывших клиентов может дать информацию о частоте и причинах их ухода. Информация о нереализованных или неохваченных клиентах (например, тех, с кем еще не успели связаться после участия в выставке) – также хороший материал для анализа. В первом случае важно определить причины отказа, а во втором – спланировать дальнейшие действия в отношении таких клиентов.

— по значимости. Критерии группировки действующих клиентов по степени значимости для компании могут быть различными. Например, рекламные агентства группируют клиентов в зависимости от размера рекламного бюджета, торговые – от объема продаж, а банки – от активности по счетам.

4) контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности — коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Необходимо не только распределит

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Ссылка на основную публикацию